Сегодня петербуржец Ян Цапник чрезвычайно востребован. Диапазон его ролей необъятен - от ветеринара до майора спецслужб, от журналиста до бандита, афериста и фашиста.
Мы встретились с Яном в центре Киева на очередных съемках. Милейший, открытый, остроумный, напрочь лишенный «звезды во лбу» человек. Уже через пару минут общения сложилось впечатление, что знакомы мы лет сто, не меньше. А поговорили - и расставаться не хотелось.
При выключенном диктофоне мы еще долго беседовали с артистом про жизнь. Ту, что без прикрас.
СВОЕГО ГЕРОЯ В «БРИГАДЕ» ПРИДУМАЛ САМ
- Ян, на днях в Киеве завершились съемки 4-серийной картины «Веское доказательство для убийства» (режиссер Марк Гресь, производство кинокомпании «Новая студия». - Авт.), где вы играете одну из главных ролей.
- Да, это майор СБУ по фамилии Вернигор. Я сам от и до придумал его судьбу - странную, необычную. Причем на экране от придуманного мало что останется. Это для моего «личного пользования», чтобы лучше прочувствовать героя.
По моей версии, Вернигор - москвич, его будущая жена - киевлянка. Любовь между ними случилась страстная. Вернигор оставил в Москве отличную карьеру, переехал в Киев, отправился служить в СБУ. Но через время супруга, забрав ребенка, ушла к другому. С этого момента жизнь для него теряет всякий смысл. Идти некуда. Домой, в пустую однокомнатную квартиру, где, кроме фотографий любимой дочери, не греет ничего, - страшно. Друзей нет. Поэтому мой непонятный герой вечно впутывается в дела, в которые по идее впутываться не должен. Для обывателя Вернигор - не привычный «вояка-мент», а душа мечущаяся, неприкаянная.
- Другими словами, вы сами для себя оживили образ, вселили в него душу. Кажется, актер Ян Цапник точно так поступил и в сериале «Колдовская любовь». Ваш ветеринар Веня - неподражаем!
- Режиссер Владимир Балкашинов, спасибо ему огромное, сразу же отдал мне эту роль на откуп. Обычно ведь как бывает - приходит актер на площадку и начинает права качать. Дескать, я выучил текст назубок, а теперь вы давайте диктуйте, где мне лечь, где встать, куда пойти, куда податься. Подобное отношение к работе, кроме ненависти, у режиссера ничего не вызывает. Хороший артист сам обязан принести восемь мешков предложений, а режиссер - выбрать из предложенного самое интересное. То, что на экране займет 5-10 минут, не более.
То же самое было у меня и в «Бригаде», где роль сводилась ровно к двум предложениям: «Я - Артур. Здравствуйте. До свидания». Не было ни сцен избиения в туалете, ни диких танцев на столах. Помню, режиссер Леша Сидоров, у которого это была первая картина, поэтому он очень волновался, чуть ли не взмолился: «Ян, ну не знаю я, что с твоим героем делать. Ничего придумать не могу». Я его тут же успокоил: «Не волнуйся. Я сам давно все придумал. Ты только скажи, что подходит, что не подходит».
«С КАЖДОГО СВОЕГО ГОНОРАРА Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОКУПАЮ ДОЧКЕ БУКЕТ ДОЛЛАРОВ ЗА СТО»
- Вы первый раз женаты?
- Да, и, надеюсь, последний. И доченька у меня первая. Женился-то я поздно - в 30 лет. Лиза родилась, когда мне было 33. Поэтому папа я в хорошем смысле сумасшедший. С Лизой с самого первого дня мы общаемся как со взрослым человеком. Она самостоятельная, много читает. Учится в одной из самых престижных гимназий страны, основанной в 1805 году и носящей имя Александра I. Причем обучение бесплатное. Туда очень тяжело попасть, но Лизу взяли не за красивые глаза, а за знания. Учится девочка на отлично, по окончании четверти уже два раза получала награду из рук директора. С каждого своего гонорара я обязательно покупаю Лизе букет долларов за сто и не считаю это чем-то сверхъестественным. Нужно, чтобы ребенок радовался! Детство одно.
- На родительские собрания ходите?
|
- Пару раз был, но в основном мама ходит. Я когда дома бываю, с огромнейшим удовольствием встаю в 6.30, делаю кофе, завтрак, потихоньку всех бужу. И обязательно отвожу дочь в школу.
- Одноклассники дочери вас узнают?
- В основном охранники (смеется). Старшеклассники скачивают на мобилки мои фотографии. Мамы деток порой просят вместе сфотографироваться. В целом я боготворю свою семью.
- Кем работает супруга?
- Она востоковед. Когда мы познакомились, я решил, что она японка. Мы долго общались на ломаном английском. Но вскоре я узнал, что у моей визави весьма редкое японское имя - Галя (смеется). На самом деле она калмычка, при этом со славянской внешностью - блондинка с длинной косой. Год назад Галя получила звание кандидата наук. Сейчас пишет книгу.
У супруги интеллигентная семья. Мама всю жизнь преподавала в Калмыцком государственном университете, папа до сих пор преподает на романо-германском отделении.
- А ваш папа чем занимается?
- По-прежнему живет в Челябинске, работает в Академическом драматическом театре имени Орлова.
- Работы сына ревностно отслеживает?
- Эти вопросы мы обсуждаем приблизительно так. Он посмотрит и рецензирует: «Ну и что, спрашивается, ты там сыграл?» На что я парирую: «Да ладно. Я тут намедни твои шедевры просматривал и тоже ничего не понял». Короче, шутим.
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ В КИНО
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Ян Юрьевич ЦАПНИК родился 15 августа 1968 года в Иркутске. В 1992-м окончил Ленинградскую академию театра, музыки и кинематографии имени Н. Черкасова (мастерская В. В. Петрова). С 1992 по 2005 гг. - актер Академического Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова. Женат, имеет дочь.