Евгения Мирошниченко ушла от нас в светлые пасхальные дни, совсем немного не дожив до своего 78-летия. Похоронили певицу в Киеве на центральной аллее Байкового кладбища, как и положено народной артистке СССР и Герою Украины. От нас ушла артистка-эпоха. Про таких говорят: «последние из могикан»…
Увы, в нынешние «упрощенные» времена, когда миром правит попса, оперное искусство перешло в разряд элитных жанров, как говорится, для узкого круга почитателей. А каких-нибудь 20 лет назад опера была всенародно любима. А оперные примадонны обладали популярностью не меньшей, чем ныне известная всем примадонна российской эстрады. Попробуйте нынче с ходу назвать хотя бы одну солистку Национальной оперы? Далеко не у всех получится. А во времена, когда на сцене Киевского оперного блистала Мирошниченко, это имя знали все.
ЕЕ ТАЛАНТ - ЯВЛЕНИЕ НЕОБЫКНОВЕННОЕ
Евгения Семеновна, впрочем, никогда не была просто солисткой театра. Все, кому довелось увидеть ее на сцене, считали, что ее талант - явление необыкновенное. Ну, во-первых, голос. Редкой красоты сопрано диапазоном в четыре октавы. Настоящий голос-хрусталь. Не зря Мирошниченко называли украинским соловьем. Второй составляющей таланта Мирошниченко был дар драматической актрисы. Она жила своими образами и каждый раз с новой мощью обрушивала со сцены на зрителей всю «драму характера». Ее коронные роли - Виолетта в «Травиате», Лючия в «Лючии ди Ляммермур» и десятки других - никогда не повторялись. Каждый спектакль она любила и умирала по-новому и всегда при аншлаге.
Очевидцы ее выступлений говорят еще о волшебных чарах, которыми обволакивала певица зрителей. Но как же без них? Без них примадоннами не становятся. А в статусе примадонны украинской оперы Евгения Семеновна находилась долгих 40 лет.
А начиналось все с ремесленного училища в Харькове, куда в военные годы совсем юную Женю определила мать - учиться на слесаря по ремонту аппаратуры. Говорят, науку эту актриса освоила так хорошо, что себе и всем знакомым телефоны всегда ремонтировала сама. Ну а дальше, как в истории про Золушку, ее пение услышал руководитель местной самодеятельности, что в результате и привело юную певунью во дворец.
ЧАЙ С ФИДЕЛЕМ КАСТРО
Трели Мирошниченко почитали многие коммунистические лидеры. Первым из сильных мира сего ее талант оценил Сталин. Жене было 16 лет, когда она отправилась в Москву на смотр художественной самодеятельности. Иосиф Виссарионович присутствовал в зале Большого театра, и от волнения у певицы все куплеты в голове перепутались. Так и выдала их в произвольном порядке, но фасон выдержала. Вождь тогда аплодировал голосистой украиночке, ничего не заметив. А вот ее тогдашнего педагога из-за кулис чуть «скорая» не увезла, а Мирошниченко хоть бы хны, главное - до конца допела.
И еще одну историю, связанную с коммунистическим лидером, любила рассказывать Евгения Семеновна. Уже в бытность солисткой оперы она была приглашена на правительственный прием, где ее представили гостящему тогда в СССР Фиделю Кастро. И вот кубинский коммунист №1 изъявляет желание выпить с певицей… чаю. Чаепитие это закончилось поездкой делегации украинских артистов на Кубу. Примечательно, что сама Мирошниченко туда не полетела, она так испугалась команданте, что взяла больничный. Когда же Кастро во второй раз приехал в СССР, а конкретно - в Киев, актриса была на восьмом месяце беременности, ожидала своего второго сына и встреча так и не состоялась.
|
Но такая ситуация скорее исключение. Мирошниченко всегда обладала бойцовским характером. Несколько раз ее исключали из консерватории за неуспеваемость по общим дисциплинам, и она упрямо уходила работать на швейную фабрику, откуда ее возвращали.
- Последнюю точку в моей судьбе поставил председатель Верховного Совета УССР Гречуха, - рассказывала Евгения Мирошниченко. - Когда меня в очередной раз выгнали, а я понадобилась для правительственного концерта, меня нашли снова на фабрике, где я сидела и шила. Так вот, Гречуха вызвал меня и прочел лекцию: «Почему же ты, Женечка, решила, что голос, которым тебя наградила природа, - твоя собственность? Это собственность народа! Поэтому возвращайся в консерваторию и не дури, а учись! И никто тебе больше и слова не скажет!»
ОТКАЗАЛА БОЛЬШОМУ ТЕАТРУ
Киевской опере Евгения ни разу не изменила, несмотря на то что ее несколько раз приглашали в Большой театр. Мирошниченко отнекивалась, мотивируя это тем, что атмосфера Большого ей никогда не нравилась. На самом деле она поступала очень дальновидно, предпочитая быть примадонной в Киеве перспективе стать одной из солисток в Москве. Да и к чему эти переезды? Она и так была обласкана властью, наградившей ее всеми возможными орденами и званиями. В 1981 году Мирошниченко вручили Государственную премию СССР за создание партий Йолан в «Милане» Майбороды и ее знаменитой Лючии. А в 1997 году Евгения Семеновна покинула театр, посчитав, что уходить нужно вовремя.
До последнего дня Евгения Семеновна преподавала в консерватории. В утро, до которого она не дожила, ее ожидал очередной урок вокала с очередной талантливой ученицей, которых она воспитала множество. Несмотря на то что весь прошлый год она боролась с раком и успешно победила болезнь, умерла певица во сне - оторвался тромб. Завещания не оставила, видимо, не собиралась умирать, не осуществив своей главной мечты - открыть Малую киевскую оперу. Мечте ее, скорее всего, не суждено стать реальностью. Но это уже совсем другая история…
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Евгения Семеновна Мирошниченко родилась 12 июня 1931 года в селе Первое Советское на Харьковщине. В 1943 году училась в Харькове в ремесленном училище. В 1951-м поступила в государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. Дебютировала на сцене Киевского театра оперы и балета в партии Виолетты в опере Верди «Травиата». Стажировалась в миланском театре «Ла Скала».
На протяжении 40 лет Евгения Мирошниченко была ведущей солисткой Национальной оперы Украины. Гастролировала на сценах театров и концертных залов бывшего СССР, стран Европы, Ближнего Востока, Канады, Японии, Китая. Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Украины. С 1980 года Евгения Мирошниченко - профессор Национальной музыкальной академии Украины.
ТОЛЬКО У НАС
«Возвратиться сейчас - просто посмешить людей»
Ксения ЩИТОВА
Незадолго до смерти знаменитая оперная певица дала эксклюзивное интервью «КП», отрывки из которого мы публикуем.
- Евгения Семеновна, объясняя причину своего прощания со сценой, вы сказали, что уйти нужно вовремя. А есть ли что-нибудь, ради чего вы могли бы вернуться?
- Мне столько лет, что возвратиться сейчас - это просто посмешить людей. Если бы это было лет десять тому назад, то я хотела бы вернуться в спектакле Беллини «Норма». Это уже не та «голубая героиня», которая всю жизнь воспевалась мною на сцене. Это не Джильда, не Лючия и не Виолетта. Все эти партии предусматривают молодость героини. Что же касается Нормы, то она уже немолода, у нее двое детей. Она нарушила веру: будучи жрицей, родила двух детей и прячет их в горах… В этой роли я хотела бы вернуться, но, увы, не пришлось.
- После того как вы покинули сцену, вам часто предлагали участвовать в концертах, спектаклях, каких-либо иных проектах?
- Да, было очень много предложений. Даже предлагали, как это сейчас модно, петь под фонограмму. Я это исключаю, считаю чистой воды надувательством! Певцы моего уровня не должны опускаться до этого. Мне очень жаль, что люди с этим соглашаются. Зачем же слушатель так себя роняет? Он платит деньги за то, чтобы услышать живое пение!
Или еще - что это за реклама, в которой пишут: «Живой звук»? Какой позор! Господь Бог дал голос не под фонограмму петь! Одно и то же произведение певец на разных концертах будет исполнять по-разному. Сегодня у него такое настроение, завтра - другое. Петь под фонограмму - все равно что есть ненатуральные продукты. Эта искусственность переносится и на искусство. Чтобы на сценах оперного театра стояли микрофоны! Это нонсенс! И оперные певцы не гнушаются этим! Так что, наверное, я вовремя ушла и очень органично перешла к педагогическому труду.
- Говорят, вы очень строги со своими студентами…
- Да.
- Чего требуете от них в первую очередь?
- Прежде всего, понятия, зачем они пришли в стены консерватории. Обязательно привить определенную степень культуры, интеллигентности, воспитанности. Сейчас же приходит молодежь без царя в голове, если можно так сказать. Попадаются, конечно, один-два, которые правильно все понимают, а остальные… У кого-то родители имеют определенный бизнес. «Ага, значит, мама или папа заработают, а я хочу быть артисткой!» Ну есть голосочек (нация наша вообще певучая), но такой голос не для профессионального пения! А ведь она, может быть, пропала для другой профессии... Это такая больная и бесконечная тема!
- Но ваши студенты меняются со временем?
- Конечно, меняются. Становятся певцами, и неплохими певцами. Но тут же улетают из моего гнезда, становятся недостаточно внимательными. Живя в одном городе, не позвонят, не поинтересуются…
- Многие, наверное, вообще уезжают за границу…
- Как раз те, которые уезжают, более внимательны. Издалека все-таки как-то дают о себе знать. А вот те, кто находится рядышком, весьма неблагодарны. Ну это дело совести человека - как уж заложено в генах. Учи не учи - без толку. Самое главное - у меня совесть спокойна: я их научила заработать на кусочек хлеба с маслом.