Трагическая новость пришла вчера утром. В начале недели Евгения Весника увезли в военный госпиталь.
- Ему было трудно дышать, - вздохнула супруга актера Нонна Гавриловна, когда мы ей звонили два дня назад. - У мужа и раньше бывали приступы астмы. Я подумала, что и на этот раз обострение, учащенное дыхание. К тому же муж был метеозависимым человеком и реагировал на магнитные бури, а в этом году их очень много.
Врачи заподозрили инсульт и сразу госпитализировали пожилого актера, но позже в больнице эти подозрения были сняты. Виной плохому самочувствию стали сосудистый спазм, бронхиальная астма и возраст актера. Все-таки в январе Евгению Яковлевичу исполнилось 86. Еще два дня назад оптимизм и уверенность Нонны Гавриловны, что врачи «поставят капельницу» и все обойдется, вселял и в нас надежду на лучшее. Но, как сказала нам супруга актера, у ее мужа было обезвоживание организма.
- Он последнее время почти не пил даже воду, - жаловалась Нонна Гавриловна. - Я его ложечками поила компотом, соками. А он две ложки супа съест и говорит, что больше не хочет. Уж на какие ухищрения я только не шла, чтобы было повкуснее: и какао варила, и растворимый цикорий. А ему все равно пить не хотелось. Он очень ослаб... Еще год назад мы ездили в санаторий, муж был бодр и весел. А после Нового года совсем сдал. Даже по квартире ему было трудно ходить.
- Мы симпатизировали друг другу, - вспоминает про Весника артист Лев Дуров. - Евгений Яковлевич по характеру был жизнерадостным человеком, знал миллион баек и историй. Трудно предположить, что он фронтовик, что он шел в атаку, лежал в окопе. Глядя на него, ты понимал, что юмор и великий, настоящий патриотизм - вещи совместимые. Мы с ним часто работали на озвучании. Он мог озвучить кого угодно и всегда точно попадал в характер. На радио, где Евгений Яковлевич много работал не только в радиоспектаклях, гуляла такая шутка: приходишь получать деньги в кассу, а в ведомости только одна фамилия - Весник, Весник, Весник... Теперь, после его смерти, кино, радио, мультипликация, театр, эстрада - все стало беднее. Он нес улыбку людям. Мир после его ухода стал меньше улыбаться.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Евгений Яковлевич ВЕСНИК родился 15 января 1923 года в Петрограде. Отца - дипломата, а затем первого директора «Криворожстали» - в 1937 году репрессировали. Весника отправили в специнтернат для детей врагов народа, но по пути туда он сбежал. Добрался до Калинина, который когда-то работал с его отцом. И лишь после заступничества «всесоюзного старосты» парня оставили в покое.
Евгений Яковлевич прошел почти всю Великую Отечественную, закончил ее лейтенантом, командиром огневого взвода. После Щепкинского училища поступил в Театр им. Станиславского, затем служил в Театре сатиры, а последние 30 лет - в Малом театре.
В кино у Весника роли были не главные, но запоминающиеся. Не зря после выхода на экраны «Приключений Электроника», где он сыграл преподавателя математики, ему мешками приходили письма от школьников. А одна девочка даже уговаривала приехать к ним в класс и «сменить злую учительницу». В 1989-м Евгений Яковлевич стал народным артистом СССР.
У него трое детей (два сына и дочка) от разных браков. С последней супругой Нонной Гавриловной Весник прожил более 40 лет.
Пять лучших ролей
ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ
|
Евгений ВЕСНИК: «Нами всеми теперь распоряжается реклама...»
Владимир СЕРГЕЕВ
Это интервью Евгений Яковлевич дал нам за месяц до смерти. Даже тяжело больной, он больше всего переживал не о себе. А о кинематографе, искусстве...
- После 2004-го вы перестали сниматься и даже отклонили предложение Табакова участвовать в антрепризе. Почему, не с кем играть?
- Да как сказать… наверное, и не с кем. Табаков, конечно, мастер, но другие… Особенно молодежь… Не видел подходящих партнеров. После академической школы Малого театра все эти антрепризы для меня - такие же шалости, как курение тайком от родителей.
Нет нынче таких актеров, как Папанов, Леонов… Те же, кого все считают сегодня передовыми актерами, кто входит в пятерки самых высокооплачиваемых, - дилетанты. Как они играют, что делают? Мой педагог Алексей Дикий учил трудиться на сцене, а не заниматься самолюбованием. Или как Щепкин говорил? «Иди от себя в любой роли». А они не от себя идут, а себя выпячивают. Отсюда - постоянные повторения из сериала в сериал: те же позы и махание руками-ногами. Только грим и костюмы меняют. Это называется выиграть в лотерею жизнь по трамвайному билету. У нас же теперь все великие. Нами же теперь реклама распоряжается, и мы часто руководствуемся чужим мнением. Верим заголовкам. Как точно сказал Голсуорси почти сто лет назад: «Заголовки удваивают размер событий».
- Вы были очень дружны с Папановым. Не потому ли, что он тоже прошел войну?
- Да, я крепко дружил с фронтовиками, у нас было общее прошлое и серьезные, трезвые взгляды на жизнь. Хотя в буквальном смысле не всегда мы трезвыми бывали. Но выпивал я только с проверенными людьми: Алексей Дикий, Папанов, Луспекаев, Переверзев.
Но это давненько было. А вот уж лет 20 вообще ни капли!
- Однако Илья Олейников, называя вас своим учителем и человеком широкой души, пишет в своей книге, что вы порою и со студентами эстрадно-циркового отмечали сдачу экзаменов.
- Ну, это другое дело. Надо было раскрепостить студентов, дать им отдохнуть. У меня там Хазанов учился, Пугачева. Она на пианино аккомпанировала, шустрая была...
- Вы ведь и на эстраде успешно выступали с комедийными номерами.
- Сегодня на эстраде много хамского и пошлого юмора. Все эти фестивали однотипные: «Юрмалы», «Сочи», «Ялты»... Актерам не хватает хорошей постановочной части, умелой режиссуры.