Фильму «Криминальный талант» исполняется 20 лет.
Эту картину можно смело назвать первым фильмом о жизни и «творчестве» советской проститутки. А представительницу древнейшей профессии в СССР (где секса, как известно, не было) сыграла не Елена Яковлева («Интердевочка»), как многие считают, а совсем юная тогда Сашенька Захарова. Вспомнить о том, как снимали «Криминальный талант», мы попросили людей, участвовавших в создании культовой картины.
Разрешенная путана
Однажды молодому одесскому режиссеру Сергею Ашкенази попала в руки повесть ленинградского писателя Станислава Родионова «Криминальный талант». В 1986 году он решил ее экранизировать. За сценарий взялся Юрий Макаров.
- Картина создавалась для Центрального телевидения, - вспоминает редактор Татьяна Хмиадашвили. - Ее долго утверждали, прежде чем окончательно внести в план, были всякие препоны. В те годы тема проституции так открыто не звучала. Наконец нам удалось запустить съемки. И в 1988 году фильм вышел на экраны.
Кино о бесшабашной лимитчице, приехавшей покорять Москву, сразу понравилось зрителям.
«Криминальный талант» стал третьей лентой режиссера Сергея Ашкенази и принес ему славу. Зажглась и звезда дебютантки Александры Захаровой. До нее Ашкенази пробовал других актрис, но, увидев Александру, воскликнул: «Я ее нашел!»
- Александра была начинающей артисткой, эта роль оказалась для нее серьезным испытанием, - говорит художник-постановщик Олег Иванов. - И она его достойно выдержала.
Режиссер Марк Захаров до сих пор благодарен Ашкенази за яркий дебют дочери.
- Для меня ее участие в «Криминальном таланте» было приятной неожиданностью, - делится отец Александры, именитый режиссер и хозяин «Ленкома». -
|
Александра только с виду мягкая и пушистая
Съемки проходили в течение семи месяцев в Одессе и Ленинграде. Не обошлось и без эксцессов. Часть пленки оказалась бракованной, натурные и ресторанные сцены пришлось переделывать.
- У нас сначала буквально руки опустились! - делится Хмиадашвили. - Но мы не сдались. Знаете, вообще наша киносъемочная группа выглядела очень сильно. Одна Захарова чего стоит! Это она с виду мягкая и пушистая, а на самом деле - волевой человек. Александра, доказывая что-то, не давала покоя ни гримерам, ни костюмерам. Зато режиссера понимала с полуслова. И своего партнера -Алексея Жаркова, хотя тот гораздо опытнее. Работали на одном дыхании!
БЫЛО ДЕЛО
Артистку хотели снять на ночь
В картину на эпизодические роли пригласили КВНщиков из знаменитой команды одесских «джентльменов»: Яна Левинзона, Олега Филимонова и Светлану Фабрикант.
- Мы играли сцену вечером в одном из ресторанов на Невском проспекте, - вспоминает Олег Филимонов. - Я изображал метрдотеля, а Светочка - девушку легкого поведения, которая дежурит у ресторана и снимает клиентов. И тут случился курьезный инцидент. Нашу Свету приняли за настоящую проститутку какие-то типы! Пришлось всей командой ее отбивать, долго разбираться и доказывать ребятам, что здесь просто делают кино.
|
«КП» благодарит Музей кино Одесского отделения Союза кинематографистов Украины за предоставленные материалы.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Александра ЗАХАРОВА: Я боялась магнетизма таланта Жаркова
- У меня осталось от фильма ощущение радости и подарка. К сожалению, с Жарковым мы общались мало. Алексей Дмитриевич - замечательный и загадочный актер. Он тогда только сыграл у Германа в фильме «Мой друг Иван Лапшин», и я, признаюсь, побаивалась магнетизма его таланта. Но в те моменты, когда мы оказывались вместе в кадре, мне было очень интересно.