Загрузить еще

Автору «Брата» - полтинник! ФОТО

Автору «Брата» - полтинник! ФОТО
Фото: Балабанов не обращает внимания на общественное мнение: может появиться на показе фильма в тельняшке.

Алексей Балабанов, в сущности, режиссер непризнанный. Он сам делает все для того, чтобы это было именно так. Нарочно разрушает стройность своих замыслов, подбрасывая в них элементы, в равной степени раздражающие и прогрессивную, и консервативную общественность. Отказываясь играть по нотам политкорректности, добился того, что его фильмы не берут крупные международные фестивали. (В отличие от других российских режиссеров Балабанова это, впрочем, ничуть не расстраивает, ведь он последовательно не любит «буржуев».) Заслужил от Алексея Германа (под чьим началом дебютировал в Петербурге) нелестное сравнение с Вагнером. Дескать, только гениям позволено быть ксенофобами. Прозвучало это верное замечание вслед за фразочкой о «гнидах чернож…х», вышедшей из народа и после «Брата» ушедшей назад в народ.

Не ударивший пальцем о палец ради общественного признания, всегда открыто пренебрегавший любыми мнениями о себе, Балабанов отказывается признавать и любые жанровые условности. Рассказывая, в общем, всегда одну и ту же историю (кто-то верно подметил, что в центре картин Балабанова - сюжет о чужаке в незнакомом или враждебном ему окружении), он постоянно меняет жанры и стили.

Смотрите фотогалерею: Алексею Балабанову - полтинник!

Дебютировал эстетскими экранизациями Беккета и Кафки, которые мало кто видел. Навсегда порвал с эстетством, соорудив «попсового» «Брата» и его продолжение (серию «народных хитов» Балабанова продолжили уморительный комикс «Жмурки» из жизни российских бандюков 1990-х годов и душная дамская мелодрама «Мне не больно» с Ренатой Литвиновой). В перерыве между «Братьями» Балабанов снял картину «Про уродов и людей», открывшую в его творчестве плодотворное направление «патологического реализма», сполна реализованное в последующих его «проклятых шедеврах» - «Грузе 200» и «Морфии». Фильмах во всех смыслах исторических, вскрывающих гнойные раны нашего прошлого, а также настоящего и, увы, будущего. Ибо Россия, как показывает в своих картинах радикал и славянофил Балабанов, никогда не устанет наступать на одни и те же грабли….