На этой неделе отметил 75-летие легенда оперной сцены - украинский баритон №1.
На его выступления в спектаклях «Ярослав Мудрый», «Тоска», «Тарас Бульба», «Фигаро» собирались полные залы. А на радио ежедневно звучали в его исполнении «Два кольори мої, два кольори». Сегодня великий артист преподает в Национальной музыкальной академии и проводит региональные конкурсы вокалистов в Донецке, Хмельницком, Крыму, родном селе Терны. Корресподенты «КП» побывали у Анатолия Юрьевича дома накануне юбилея. Он с удовольствием показал небольшую коллекцию картин, подаренных ему почитателями таланта, а жена пани Мария накрыла стол, где преобладали блюда украинской кухни: тушенная на свинине капуста, маринованные огурчики, канапе. Живет Анатолий Юрьевич в прекрасной профессорской квартире на Печерке, где из окна как на ладони видна Киево-Печерская лавра и весь Левый берег - аж до Борисполя. Наш душевный разговор под армянский коньяк продолжался около трех часов.
От голода в 33-м спасли «дедовы гарбузы»
- Как отметили юбилей?
- Дома, как обычно. Было чествование в консерватории, а в воскресенье в Опере покажут «Тоску», где у меня когда-то была коронная партия Скарпия. Сейчас будут петь мои ученики - Володя Опенько и Геннадий Ващенко. Я человек демократичный, не люблю публичности вне профессии. Поэтому не хочу всех этих славословий. К тому же мои 75 лет меня совершенно не радуют.
- Вы родились на Слобожанщине в 1933 году, когда там свирепствовал голод. Как удалось выжить?
- Сам удивляюсь. У нас в селе погибло более 5 тысяч человек. Люди сходили с ума, матери детей ели. Но у моего деда в погребе были гарбузы. Они нас и спасли.
Вместо консерватории пошел в геологи
- Вы в молодости были геологом. Как переквалифицировались в оперные певцы?
- Мой путь на сцену был непростым, и я попытался его описать в книге «Найти себя». В детстве я очень много пережил. Видел и голод, и войну, а вот живого артиста - ни разу. А пело у нас все село, невзирая на то что времена были страшные. В 50-е годы руководство из Киева решило пополнить ряды творческих людей и стало искать таланты по селам. А я хорошо пел. У нас даже образовался свой ансамбль с парнями-баянистами, пришедшими с фронта. Так что я попал на разные конкурсы и дошел до республиканского смотра. Исполнил «Летят перелетные птицы» - популярную песню войны - и сразу получил документ, что принят в Харьковскую консерваторию. Но люди говорили: «Что это за профессия - петь? У нас тут все поют». Тогда мы с моим другом Володькой на крыше вагона поехали поступать в Харьковское летное училище. Меня взяли сразу, а моего друга нет. Ради него я со скандалом забрал документы. Потом поступали в артиллерийское училище. И опять та же история. Володька уехал, а я позже поступил в Киевский политехнический институт. Стал геологом, ездил в командировки по всей Украине. А пению учился на вечернем отделении консерватории.
- После консерватории вас сразу пригласили в Оперный театр?
- Я участвовал в конкурсе, но меня не взяли. Позже Михаил Гришко даже порекомендовал меня в Большой театр, но я не хотел уезжать из Украины. Сначала пришлось четыре года проработать в оперной студии. Там получил звание заслуженного артиста Украины за исполнение партии Мересьева в опере «Повесть о настоящем человеке».
С женой поначалу жили в полуподвале
- Жену тоже нашли в оперной студии?
- Нет, в политехническом институте. А поженились через пять лет, когда Маша была на дипломе. Отпраздновали свадьбу в студенческой столовой и разъехались по своим общежитиям. Мы начинали тяжело - не было ни денег, ни квартиры. Пришлось жить в полуподвале, но нам всегда помогали хорошие люди.
- Вы были первым исполнителем многих песен Александра Билаша, которые сейчас стали подлинно народными. Как вам вместе работалось?
- Прекрасно. Мы с Сашей дружили, и я выпустил в мир более тридцати его песен. Но особый случай был с «Двома кольорами». Худсовет эту песню забраковал. Сказали, что музыка хорошая, а текст внушает опасения. «Менi вiйнула в очi сивина. Та я нiчого не везу додому…» «Откуда он возвращается? - спрашивали. - Может, из тюрьмы?» Но песня все равно распространилась. Многие до сих пор считают ее народной.
У Соловьяненко были конфликты со всеми директорами Оперы
- Скажите, а вы уже простили тех людей, которые на вас навешали всех собак в связи со смертью Анатолия Соловьяненко?
- Знаете, я пытаюсь относиться к этому эпизоду философски, хотя это и очень трудно. Моя жена до сих пор не может успокоиться. Не хочется говорить плохо о мертвых, поэтому давайте эту тему не поднимать.
- Но ведь у всех этот скандал до сих пор ассоциируется с вашим именем. Что же тогда произошло?
- Не секрет, что каждый артист очень болезненно уходит со сцены. У нас артистов на пенсию не отправляли, особенно ведущих - ждали, когда они сами об этом попросят. Толя в последние годы пел мало. Он четыре года вообще не выступал в спектаклях. И вдруг он мне говорит (я был директором): «Платите мне за спектакль по 300 долларов». А нам тогда по полгода задерживали зарплату, оперный трижды чуть не развалился из-за отсутствия финансирования. Я Толе говорю: «Как ты себе это представляешь? У меня нет ни денег, ни таких прав. Иди в министерство или в Кабмин». Как он тогда обиделся! А потом Анатолий умер. Но никто не вспомнил, что у него до этого было семь микроинфарктов. А его сын, которого я знаю с пеленок, вдруг стал во всех интервью безапелляционно обвинять театр и меня лично. Я был просто убит. Все это было враньем. У нас с Соловьяненко были нормальные отношения, хотя мы и не дружили. Толя вообще близко ни с кем не сходился. Такой характер. Но сплетни о нашем якобы конфликте уже подхватила пресса. А легковерные люди в правительстве и министерстве даже не удосужились спросить у нас, что случилось в действительности. Нельзя же слушать только одну сторону. Могли бы и досье Соловьяненко поднять. У него ведь были конфликты со всеми директорами Оперы. В заявлениях он не раз писал, что не может выносить атмосферу в театре. Он был человеком талантливым, амбициозным, с гонором. А наверху хотели поскорее исчерпать конфликт и решили, что самое простое - снять меня и министра культуры Остапенко с работы. Меня не выгоняли, просто не продлили контракт. Хотя я не скрывал, что хотел бы еще года два поработать. Театр как раз вышел из кризиса, стал набирать силу. На гастролях в Японии, где мы выступали одновременно с Большим театром, местная критика наш балет оценила намного выше. Но меня уже никто не слушал.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Анатолий МОКРЕНКО родился 22 января 1933 года в селе Терны на Сумщине. С 1968 по 1996 годы - солист Национальной оперы, был исполнителем 40 ведущих партий. В репертуаре певца также сотни песен и романсов. Снимался в фильмах «Лючия де Лямур», «Тигроловы», «Черная рада», «Поэт и княжна», «Братство», «Богдан Хмельницкий». Народный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко и Национальной премии Грузии имени Палиашвилли. Кавалер орденов Дружбы, Ярослава Мудрого, Владимира. Женат, имеет двух дочерей, двоих внуков и правнучку.