Загрузить еще

На съемках «Фантомаса» Луи де Фюнес чуть не остался без рук

На съемках «Фантомаса» Луи де Фюнес чуть не остался без рук

В России вышла книга, написанная сыновьями гениального французского актера.

«Не говорите обо мне слишком много, дети мои! Ведь на земле столько людей интереснее меня...» Оливье и Патрик де Фюнес, сыновья великого комедианта, так и не уточняют: на самом деле их отец произнес эту фразу или только мог произнести. В любом случае много говорить они не стали: в книге воспоминаний об отце, вышедшей на русском в издательстве «Текст», лишь 200 страниц, пронизанных необыкновенной нежностью.

«Миф о комическом актере, который по выходе из театра забывает о юморе и надевает маску страдающего меланхолика, в нашем доме не признавался напрочь. Луи де Фюнес в жизни был такой же смешной, как на экране», - пишут они. И рассказывают множество подробностей из жизни своей - похоже, очень счастливой - семьи. Некоторые фрагменты мы сегодня публикуем.

C риском для жизни

Оливье:

Жан Маре в конце жизни говорил и писал о нем неприятные вещи. Мама была поражена этим, ибо ничто не омрачало их сотрудничества. Выказывать недовольство мог бы скорее отец, с которым на съемках «Фантомаса» в 1964 году случилась беда, оставившая следы на всю жизнь. В сцене, где Фантомас удирает на вертолете, отца подвешивали за руки к крану на фоне Парижа. На самом деле он был в метре от земли, но висеть ему пришлось несколько часов кряду. На другое утро отец уронил чашку кофе, не донеся ее до рта. Руки у него онемели, он даже не мог сам одеться. Во время долгого пребывания в подвешенном состоянии он растянул плечевые связки.

Но, даже лишенный возможности свободно пользоваться верхними конечностями, он, следуя указаниям врачей, продолжал сниматься. Прошло несколько лет, прежде чем ему удалось полностью восстановиться.


ЛУИ ДЕ ФЮНЕС: Не говорите обо мне слишком много, дети мои!

Просмотр тайком

Он не любил присутствовать на просмотрах для избранных, полагая, что приглашенные слишком много о себе понимают.

- Мне хочется увидеть реакцию настоящего зрителя, который покупает билет и приходит развлечься.

Мы с мамой организовывали его тайные посещения кинотеатров на Елисейских полях, куда приезжали на первый сеанс так, чтобы зритель не знал об этом.

Заказанное накануне такси доставляло нас на одну из перпендикулярных Елисейским полям улиц. Прибыв на место, я должен был как можно незаметнее предупредить кассиршу о приезде господина Луи де Фюнеса, что приводило персонал в большое волнение. После окончания переговоров и покупки трех билетов (ибо отец настаивал на оплате мест) я ждал, когда все зрители займут свои места, возвращался к такси и давал добро на высадку десанта. Отец надевал летом каскетку, зимой шляпу и темные очки... Начала фильма мы дожидались обычно в пустынном коридоре и там же вырабатывали план бегства по окончании сеанса.

...Настроение зрителей уже при появлении титров радовало отца своей непосредственностью. Но для того, чтобы он успокоился окончательно, следовало дождаться первого взрыва смеха. Тогда он расплывался в улыбке, подобно недостойному абитуриенту, увидевшему свою фамилию в списке принятых.


«Фантомас» Жан Маре не скрывал своего пренебрежения к Луи де Фюнесу. Дружбы между актерами не вышло.

«Я слишком много пью»

Патрик:

...В новой авантюре отцу предстояло играть южноамериканского диктатора-реакционера. В сценарии были предусмотрены трюки, требующие большой физической нагрузки. Шутки в сторону, его следовало отправить к хорошему кардиологу!

- Мой дорогой, у вас сердце юноши! - сказал специалист, бросив взгляд на электрокардиограмму. - На всякий случай вот мой телефон.

Три дня спустя, мартовским утром 1975 года, сильная боль в груди приковала отца к постели. Не будучи неженкой, на сей раз он схватился обеими руками за грудь. Мама тотчас позвонила кардиологу.

- Успокойтесь, мадам, это все пищевод!

Не дожидаясь, пока муж посинеет, она вызывает на помощь пожарных. Не обученные на медфаке, они тем не менее сразу понимают, в чем дело, и звонят в «Скорую», которая прибывает через пять минут. Это инфаркт.

В тот же день я приехал в больницу...

 - Знаете, дети мои, этот инфаркт мне ниспослан небом. Мне очень повезло! Это сигнал. Мне не надо волноваться по всякому пустяку. К тому же в последнее время я пил слишком много вина.

- Но ты же почти не пьешь!

- Напротив! Вчера вечером я выпил полбутылки в ресторане!

...На другой день мама столкнулась с заведующим отделением.

...- Мадам, разве вы не видите, что ему совсем плохо? - говорит тот, пожимая ей руку.

- Неужели... он умрет?

- Увы, - кивает врач и отворачивается.

Мама чуть не падает в обморок, но ее вовремя подхватывает медсестра. По иронии судьбы через месяц отец, живой и уже почти здоровый, увидел входящего в палату удрученного практиканта.

- Что случилось?

- Сегодня утром умер профессор!

- Господи! От чего?

- Сердце!..

Мама едва удержалась от смеха.

Еще несколько малоизвестных фактов о великом комике

Он был чистокровным испанцем (его родители перебрались во Францию за несколько лет до его рождения). Де Фюнес знал испанский, но изъяснялся на нем не очень хорошо.

Режиссером, с которым он мечтал работать, был Роман Полански. Он встречался с ним, восхищался его картинами, но совместный проект так и не осуществился.

Своего сына Оливье (одного из авторов книги) Луи де Фюнес пригласил сниматься в шести своих комедиях, иногда отводя ему крупные роли. В конце концов Оливье понял, что ему больше по нраву авиация. Сегодня он - пилот Air France.  

Президент Франции Николя Саркози называл де Фюнеса своим любимым актером.

Образ злого шеф-повара в мультфильме «Рататуй» срисован с Луи де Фюнеса. Аниматоры со студии Pixar также позаимствовали мимику и жесты де Фюнеса и для создания главного героя - крыса Реми.