История культового фильма «Ирония судьбы»: Рязанов снимал Москву и Санкт-Петербург в соседних столичных дворах
Александра МАЯНЦЕВА Фото Николая КАЛАШНИКОВА.
26 декабря 2007 09:210
Фото: Только под Новый год могла появиться такая исключительная комедия, где титры написаны с ошибками.
Вместе с краеведом Николаем Калашниковым «Комсомолка» прошлась по местам съемок первой части шедевра Эльдара Рязанова.
Экспериментальные дома с типовыми квартирами
Знакомый адрес: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. Здесь в новогоднюю ночь встречаются два одиночества: нетрезвый хирург и растяпа-учительница. Но личная драма Ипполита разыгралась в другой географической точке. И отнюдь не в Питере! В 3-ю улицу Строителей превратился столичный проспект Вернадского. Там действительно есть дома-близнецы - № 113, 119 и 125. Но они вопреки утверждению в фильме были не типовыми, а, наоборот, экспериментальными. И было их ровно три на всю Москву. Сейчас это, конечно, вполне заурядная панель, но тогда они выглядели очень новаторскими.
Актеры грелись у лифта
Московскую квартиру снимали у дома № 125. Здесь еще живут очевидцы съемок.
- Наша квартира на втором этаже, - рассказывает пенсионерка Раиса БАНДРОВСКАЯ. - Естественно, я подглядывала за съемками. Так Рязанов ругался: «Женщина со второго этажа! Уйдите из кадра!» Грозил кулаком.
Потом режиссер нашел с любопытной общий язык, и Раиса Хамзановна отпаивала замерзших актеров теплым чаем.
- Они скромно грелись у лифта, - вспоминает Бандровская. - Брыльска почти не говорила по-русски. В квартиру заходить стеснялась. Приходилось чай выносить на лестницу.
Снежки Лукашину лепили дети
Через минуту Лукашин начнет бросаться снежками. Их для актера лепила местная детвора.
В соседнем дворе снимали питерские сцены: как приезжает пьяный Лукашин, как Надя достает из сугроба фото, как уезжает разгневанный Ипполит.
Кадр из фильма: герой Ширвиндта, прикупив шампанского, идет к Лукашину, чтобы позвать друга в баню.
И в этом доме нашлись свидетели - Элеонора КЛЯЩИЦКАЯ с первого этажа. Незадолго до того, как ударили последние заморозки, случилась оттепель. Снег почти растаял. Сугробы наметали из бумажных снежинок. Метель организовывали с помощью ветродуя, специальной штуки типа вентилятора, которую используют киношники. По сценарию Лукашин кидает в уезжающего на «Жигулях» Ипполита снежки. Но снег-то почти весь стаял. Поэтому снежки лепила дочка Элеоноры Леопольдовны четырехлетняя Аленка. Она с радостью находила остатки снега в самых тенистых местах, куда еще не добралось весеннее солнышко.
Подъезд с тех пор не сильно изменился. С него лишь сняли бутафорский номер дома. Правда, вид на церковь немного подпортил построенный уже после съемок Театр на Юго-Западе.
Ценный веник доверили Брыльской
Немногословной полячке доверили самый ценный реквизит - портфель с веником, с которым Лукашин прилетает в Ленинград.
По сценарию от квартиры Лукашина до Надиного дома - почти семьсот километров. На деле - не больше семиста шагов.
- Барбара с этим портфелем бегала все съемки, очень боялась потерять, когда садилась пить чай, портфель ставила рядом, - смеется Клящицкая.
Женщины случайно встретились через несколько лет во «Внуково».
Забавный киноляп: телефон в Надиной квартире, как алкотестер, меняет цвет. Он то зеленый, то красный. На самом деле телефонов в новостройке еще не было. Свидетели съемок помнят, как Юрий Яковлев без конца бегал к телефонной будке звонить домой.
- Она меня узнала по погонам, - вспоминает Элеонора Леопольдовна, - я была офицером МВД, носила форму. Я поздоровалась, она улыбнулась и... расплакалась. Рассказала, как потеряла в автокатастрофе дочь. Чувствовалось, что ей надо было выговориться.
Киноляпы и географические особенности комедии
Герой Ширвиндта покупает шампанское и апельсины рядом с Новочеремушкинским рынком.
Расстроенная Надя гуляет в предрассветной мгле по Питеру по набережным Невы в районе Петропавловки. “Впрочем, ее прогулка - с подвохом, - отмечает краевед Калашников, - на пару секунд в кадре за ее спиной мелькает Москва.
Питерский номер Нади – шестизначный (14-50-30). А номер аварийной лифтовой службы в подъезде – московский, семизначный.
Основные уличные сцены снимали в марте. Метель в итоге вышла нарочито сильной – бумажные снежинки гоняли ветродуями. А вот панораму зимней заснеженной Москвы сняли позднее. Уже зимой 1974 года. Поэтому мы видим занесенные снегом домики деревни Тропарево
Что еще снимали на Вернадского?
Сцену, когда Лукашин, изгнанный из квартиры Нади, ждет на углу автобус. Тогда это была булочная. Актеры ходили туда греться. Потому что ботиночки действительно были "на тонкой подошве". Сейчас это банальная аптека.
Сцену, когда пьяный хирург приезжает из аэропорта. Снимали вот у этого подъезда.
А вот этот сюжет снимали тогда, когда на роль Ипполита планировался Олег Басилашвили. Позднее по личным причинам актер от роли отказался, а кадр переснять забыли.
КСТАТИ
3-я улица Строителей в Москве все-таки была!
Но в 1958 году ее переименовали. Теперь это улица Марии Ульяновой.
СЛОВО КРАЕВЕДУ
Николай Калашников: "Через дорогу от дома Лукашина была настоящая деревня!"
В начале фильма мы видим панораму района, снятую с крыши дома 109 по проспекту Вернадского. На первых кадрах хорошо видна церковь Михаила Архангела в Тропарево (1693-1701 г.) Тогда еще недействующая и лишь слегка приведенная в порядок. За ней –домики деревни Тропарево. Это была самая настоящая деревня: с печными трубами и огородами. Снесли ее к началу 1980-х.
Вторая часть панорамы - вид на север, на новые панельные дома Юго-Запада, еще не заросшие деревьями. На кадрах панорамы мелькают дома ГДРовского посольства (Вернадского, 103 к.1).
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies