За пару часов до Венского бала вместо разучивания вальса известный актер заскочил на часок в редакцию «КП» - пообщаться с нашими читателями.
«Я не просто так ношу звездную фамилию!»
- Добрый день, это Александр из Киева. Остап Богданович, признайтесь, был ли у вас (простите за тавтологию) выбор при выборе профессии?
- То ли в 3-м, то ли в 5-м классе нам дали задание подготовить реферат «Кем я хочу стать». И я написал, что буду рок-музыкантом. Потом появились мысли о пожарнике. Возле нашего дома находилась пожарная часть, и мне нравилось, как парни натирают до блеска свои каски! Но уже в 7-м классе я понял, что не хочу ничего другого, кроме лицедейства.
- А не жалеете. что не стали рок-музыкантом?
- Вы знаете, я бы с удовольствием сыграл роль рок-музыканта, имитируя виртуозную игру на гитаре. Но в жизни, вот, не сложилось – несмотря на мою любовь к музыке.
- А роли такой ни в театре, ни в кино не попадалось?
- Нет, не играл… Кстати! Это здорово: вы меня натолкнули на мысль, какую роль сыграть следующей!
- Николай из Фастова. Остап, простите за вопрос, трудно ли быть сыном знаменитости?
- Конечно, люди всегда нас сравнивали, но уже перестали. Видимо, потому, что я уже перешел в другую категорию – состоявшихся артистов… Но вспомните Константина Райкина, которому уже 57 лет, а его до сих пор называют Костя. Хотя он уже давно Константин Аркадьевич. Так и у нас. От этого не уйдешь.
- А когда-нибудь вам это помогало?
- Конечно, и сейчас помогает. Но я никогда не открываю двери ногой, и не говорю вместо «Добрый день» – «Я – Ступка!». А что касается фамилии, так это палка о двух концах. Мне приходится работать в три раза больше, чем кому-то другому. И каждый раз доказывать, что я не просто так ношу звездную фамилию.
Квартирный вопрос актуален и для звезд
- Остап, ходят слухи, что у вас с отцом непростые отношения. Легко ли ужиться в одной семье двум талантливым актерам?
- Вы правы, нам было очень непросто жить в одной квартире. Но когда мы с семьей переехали в свою собственную квартиру, стало легче. Я думаю, что так случается не только в нашей семье. У всех людей возникают бытовые конфликты, мешающие хорошим отношениям.
- Аня, Киев. Остап, поздравляю вас с недавним рождением сына Богдана. Откройте секрет, кто им занимается и работает ли ваша жена?
- Сыном занимается моя любимая теща, которая живет с нами. Я из-за занятости приезжаю домой только переночевать, и потому без тещи – никуда! Жене с двумя детьми очень трудно справиться: Устю надо в школу отправить, и с Богданом погулять… Супруга ушла в декрет с должности директора театра «Сузір’я».
От звания «народный» не отказался бы
- Это Валерий из Киева. Остап, не считаете ли вы, что звания «заслуженный», «народный» - это уже анахронизм, и от них надо отказаться?
- Как видите, государство продолжает играть в эти «побрякушки». Причем, от звания «народный» зависит повышение зарплаты в бюджетных организациях, которыми являются государственные театры (и наш в том числе). И размер пенсии артистов – тоже! …Если же звания упразднить, то государство должно предложить артистам какую-то альтернативу. А если альтернативы нет – то пусть эти «побрякушки» остаются! Если человек есть мастер своего дела, с именем – почему он не может зарабатывать много денег?
- …А Олег Скрипка, вон, отказался от звания «заслуженный».
- Да, но ему-то легче – он же не привязан к бюджетной организации, и его ставка не зависит от звания. Я же вам объяснил, как здесь все взаимосвязано. Потому лично я бы, если б мне предложили «народного», не отказался.
- Возможно, надо вводить у нас в театрах систему контрактов – как на Западе?
- Ох, знаете, пока эта система к нам дойдет… Но, кстати, тогда есть другой риск – что просто исчезнут репертуарные театры!
- Они-то и остались только в СНГ…
- То-то и оно! А это же – большое благо для артистов! Люди на Западе мучаются: отыграли три месяца – и все, гуляй, Вася! Безработный!
- …Зато по количеству театров мы – впереди планеты всей!
- Ну, ведь так оно и есть!
Пришлось встать на пуанты
- Владимир из Киева. Недавно с сыном ходил в театр Франка на «Ревизора». Мальчик был удивлен, потому что перед этим прочел оригинал Гоголя. Но спектакль, где все переделано под историю о гомосексуалистах, ему понравился. Скажите, кто это все придумал?
- Режиссер Игорь Афанасьев. Он наш бывший соотечественник, сейчас живет в США. Это его авантюра, на которую мы согласились и играем до сих пор.
- Очень здорово, когда все чиновники неожиданно к приезду ревизора переходят с украинского языка на суржик. Это намеренно?
- Да, это специально было сделано, и вы это правильно подметили.
- А трудно ходить в пуантах?
- Учитывая то, что моя мама балерина, я мог бы вам ответить, что не трудно. Но, на самом деле, это очень непросто. Мужские пуанты шили для меня специально, чтобы я сумел сделать хоть несколько профессиональных движений.
- А после этого спектакля мужчины к вам не пристают?
- (смех) Люблю веселые вопросы. Поклонники не появились, а вот от поклонниц пришлось отбиваться.
- Это очень удачный спектакль! Примите комплементы от меня, как от мужчины, и передайте привет Лесю Заднепровскому.
(Разговор в студии между актером и журналисткой Лилианой Фесенко:
- Видишь, Остап, я всегда говорила, что у тебя красивые ножки!
- Да, я это с детства знаю – в маму.)
- Ольга из Киева. Остап, признайтесь, вы гордый, честолюбивый человек?
- Как любой актер, который занимается этой честолюбивой профессией. Впрочем, честолюбием должен грешить любой человек, если он хочет стать успешным.
- А в чем вы более честолюбивы: в жизни или на сцене?
- Больше, как актер. Потому что у меня 95% моей жизни занимает актерство. Хотя честолюбие должно существовать и «в человеке». Да, некоторые воспринимают это как негативную черту характера, но, все-таки, какой-то процент все же должен существовать.
- Для меня честолюбивый человек- это тот, кто стремится к цели. А какая у вас цель?
- Я много читал и всегда себе говорил в детстве: «Надо стать интересным человеком!» То есть на первый план не выходило стать любой ценой, при любых обстоятельствах знаменитым – хотя и это нормально для нашей профессии. Но все же в первую очередь – стать человеком, интересным не только на экране, на сцене, но и в жизни – для людей, для друзей, для всех, с кем я общаюсь.
- То есть для вас цель – не какая-то определенная роль?
- Ну, почему же: у меня были мечты, и они, слава богу, постепенно осуществляются. Причем, хорошие роли, сыгранные мной, – это тоже входит в список того, что должно быть во мне как в «интересном человеке».
- Иван Николаевич. Я представляю организацию «Голос надежды». Читаете ли вы Библию, и на сколько она вам понятна?
- К Библии меня приучила моя бабушка, Мария Ступка, которой в этом году не стало. Я помню, как с молитвой просыпался, а перед тем как сесть за стол, мы с бабушкой читали «Отче наш».
- Это прекрасно. У нас есть возможность переслать вам Евангелие. Что вы на это скажете?
- Хорошо, присылайте. Библия – это такая вещь, что ее за один день не выучишь. Люди читают ее всю жизнь.
- Добрый день, Остап! Меня зовут Алексей, из Чернигова звоню. Слышал, что вы с отцом сейчас снимаетесь в российском фильме «Тарас Бульба». Кого вы там играете?
- Съемки закончились в октябре. В феврале и марте будет «озвучка». Увидим картину на фестивале «Молодость» в октябре следующего года. Я играю атамана Вертихвоста. Этого персонажа у Гоголя нет, но в повести упоминаются одним предложением несколько куренных атаманов. Вот режиссер Владимир Бортко и придумал наши роли.
- А кто вам дает больше советов на съемочной площадке: Владимир Бортко или Богдан Ступка?
- Отец на съемочной площадке в режиссуру не вмешивается. Все бразды правления у Бортко. Естественно, были напутствия технического характера, потому что мы работали с саблями, лошадьми. У нас ведь были огромные нагрузки – дождь, жара, старинная тяжелая амуниция…
- А с кем из режиссеров наиболее интересно было работать?
- Я сейчас снимаюсь в фильме Веры Яковенко. Она очень интересный режиссер, снимает романтическую историю о любви и поиске идеала.
- А вы сами не хотите попробовать себя в качестве режиссера?
- Нет, нет, я еще не наигрался! (улыбается).
- Иван, Киев. Недавно видел вас в театре в «Женитьбе Фигаро». Признайтесь, вы в жизни так же умеете «разруливать» ситуации, как ваш герой Фигаро?
- Пытаюсь, хотя нет у меня такого желания. Я люблю экстрим только на сцене, а в жизни предпочитаю покой. И стараюсь не попадать в двузначные ситуации.
Без «освободительной борьбы» – никуда?
- Таня из Житомира. Остап, кому из политиков вы симпатизируете?
- Честно говоря, не люблю таких вопросов… Я за «Динамо-Киев»!
(После звонка – обернувшись к Лилиане Фесенко:
- Ох, уж мне это искривленное понимание патриотизма… Спрашивают еще и такое: «А почему вы не ставите в вашем театре пьесу об освободительной борьбе украинского народа?» Я говорю: «Постойте, при чем тут борьба? Есть мировая, украинская классика!.. Ну скажи хоть ты мне: при чем тут борьба?.. Я этого понять не могу!..)
- Здравствуйте, Остап! Скажите, какое у вас хобби?
- Раньше я собирал почтовые марки – серии олимпийских игр и живописи. Но потом все продал, и купил фотоаппарат «Зенит». А теперь жалею… Есть еще коллекция монет, собираю книги и музыкальные диски.
- А что читаете?
- Преимущественно биографическую литературу о художниках и актерах.
- А чья биография больше всего вам запомнилась?
- Вот, закончил читать воспоминания Аманды Лир о Сальвадоре Дали. Это мой любимый художник, и я собираю все о его жизни и творчестве. Еще хочу побольше узнать о Моцарте.
- А какую машину водите?
- «Митсубиши аутлэндер XL».
Не захотел играть Франко-сифилитика
- Олег из Днепропетровска. Остап, с вами случались какие-нибудь приколы или что-то с угрозой для жизни?
- Приколы, угрозы? Брр… Как-то, еще ребенком, возвращался из зоомагазина с банкой рыбок за пазухой. Возле дома напоролся на здоровенного бородатого дядьку. Тот так грозно ко мне: «Иди сюда, быстро!» Я как испугался, как побежал! Забыл про рыбок, естественно... Опомнился, когда увидел их на асфальте – в осколках от банки…
…Сейчас я веду более уравновешенный способ жизни. Что касается угроз, то я пытаюсь таких ситуаций избегать. Но раньше всякое случалось. Было еще дело в Польше, в театре, на гастролях. Знаете, был период, когда все ездили в Польшу что-то продавать – от водки до электромеханических приборов. Ну, конечно, грешили этим и актеры, потому что надо было какую-то копейку заработать. И вот на базаре подходит ко мне поляк, спрашивает о цене товара, потом отходит. Затем снова подходит и говорит: «Ты хочешь неприятностей? Сейчас они у тебя будут!» и держит при этом руку за пазухой. Поди знай, что он там держит, что у него на уме? Я сразу сообщил нашим ребятам. Мы собрались вместе – ну, мало ли что тому поляку стрельнет в голову? Вот такие были ситуации, но я стараюсь их избегать…
- Здравствуйте! Меня зовут Алина. В «Комсомольской правде» прочитала, что вы снимаетесь в фильме «Иванов» по Чехову. Расскажите, как идут съемки, и нравится ли вам работать в России?
- «Иванов» - это первая пьеса Чехова, которую он написал в 26 лет. Мне нравится экранизация, нравится работать, хотя роль у меня небольшая. Играю заядлого картежника, который разговаривает профессиональным сленгом, и вместо «до свидания» говорит «пас». Он вечно заспанный, на подпитии, не бритый. Что касается работы, то мне легче договариваться с российскими режиссерами, чем с украинскими.
- Николай из Одессы. Остап, расскажите,пожалуйста, про суеверия служителей Мельпомены?
- Самое главное правило артиста – когда падает текст с ролью. Неважно куда – на пол, на асфальт, в снег, в лужу, в грязь. Тогда нужно обязательно сесть на распечатку. И мне, признаюсь, очень часто приходилось это делать. Еще на сцену нужно выходить с правой ноги, перекрестившись за кулисами. Еще: на сцене нельзя играть с крестом. Ну, и так далее…
- Здравствуйте! Вопрос такой: если вам предложат классную роль, но в конце ваш герой гибнет или с ним происходит еще какая-нибудь неприятная ситуация. Вы откажитесь?
- Знаете, произошел однажды со мной такой случай: режиссер Кучинский ставил спектакль про Ивана Франко «Посеред раю на майданi». Я с отцом там должен был играть Франко: отец – старого, я – молодого. И я отказался, впервые за 18 лет работы в театре! У меня, кстати, такого еще не бывало, чтоб я отказывался от роли.
Объясню, почему. Тексты были – мрачнейшие! Он сифилисом болен, больница, смерть, шизофрения… Я говорю: «Ребят, я не буду это играть!» У меня скандал был с моим художественным руководителем: «Как ты можешь!» А я стою на своем, мол, впервые в жизни пойду на жесткий принцип, напишу заявление, но играть это не буду ни при каких обстоятельствах!
Ну правда: я же не могу просто так играть, как к Франко приходит смерть, ведет с ним какой-то диалог… Это ж не новогодние стихи, это прожить надо как-то, внедриться в это! А внедряться в ЭТО я не хочу!
- Так вы отказались от этой роли из уважения к Ивану Франку, или из-за суеверий?
- Нет, мне неприятно было это играть. Ведь нужно получать удовольствие, наслаждение от материала, который играешь! А Кучинский ничего не говорит – что делать, как делать?..
Кстати, а почему бы не поставить спектакль про любовные истории Ивана Франко, про его молодость?! У него же были колоссальные любовные романы! Вообще, он же ж был «афигенным чуваком», энциклопедистом – знал 16 языков и т. д. А на его просто сумасшедших любовных историях можно (и нужно!) кино снимать! Так что уж увольте, но я определенно не могу понять, зачем нужно ставить о его смерти! Убей – не могу понять – и точка!
(Вопрос от ведущего прямой линии:
- Когда вы рассказывали о своей работе в Москве, постоянно слышал, что вы называете одну за другой там наши – украинские фамилии! Там что, действительно так много наших?
- Да, там действительно много наших. Там все наши! (хитро улыбается) Вы придите в наш театр, на спектакль Андроховича «Московиада». Есть в его тексте такие слова: «Москва – найбільше в світі українське місто, кожне друге прізвище закінчується на «-енко». Кстати, Юрий написал это еще когда был студентом.)
* * *
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Остап Богданович СТУПКА родился 2 сентября 1967 года во Львове. Ведущий актер Театра украинской драмы. Хобби: филателия, чтение, музыка. Любимый художник – Сальвадор Дали.