Известная актриса и телеведущая рассказала о грядущей театральной премьере и личной жизни.
В Театре украинской драмы полным ходом идут репетиции спектакля «Кайдашева семья». Это произведение украинского классика Ивана Нечуя-Левицкого входит в школьную программу, но разбираемые на сцене ситуации вовсе не для школьников. Наверняка каждый зритель найдет аналогии со своими отношениями в «ячейке общества». Главную роль в постановке сыграла звезда первой величины Наталья Сумская. Это ее первая премьера на главной сцене страны за последние пять лет.
В «Ключевом моменте» все герои реальные
- Наталья, вы выбрали роль Кайдашихи, чтобы утвердиться в амплуа народной героини?
- Да. Если не считать иностранок Элизу Дулитл и Жанну д’Арк, то за все время моей работы в театре я впервые получаю желанную роль. И рада, что именно по произведению Ивана Нечуя-Левицкого. Ведь его называют украинским Флобером. Спектакль иллюстрирует схему взаимоотношений семьи не только в то далекое время, но и в наше. Там есть ответы на любые вопросы.
- Как родственники передрались из-за земли?
- Нет, это уже следствие их взаимоотношений. Ведь поначалу никто из Кайдашей не хотел ссориться, но слово за слово - и разгорелся вселенский конфликт. И так в любой другой семье. Это я уже говорю как ведущая программы «Ключевой момент». На какой почве у кровных родственников рвутся отношения? Из-за всеобщей неуступчивости.
- Впрочем, не все зрители верят, что эти истории подлинные.
- Уверяю вас, наши герои реальные. «Ключевой момент» я шутя назвала национальной народной программой. Нам пишут люди из глубинки, искренне рассказывают свои истории. А потом уже мы начинаем искать их родственников и готовить историю к эфиру. Можем и через две недели предоставить встречу. А кто-то ждет год и даже больше. Моя знакомая, реквизитор из популярного сериала, попросила найти отца, оставившего семью, когда она была еще малышкой. Сохранилось только маленькое фото папы в полиэтилене, а не виделись они двадцать лет. Но уже на второй день мы нашли отца. Сначала тот рванулся на встречу, но потом засомневался: объяснил, что он известный в своем городе человек и ему не стоит обнародовать семейные тайны. Фактически отказался от дочери. Но у нее есть его телефон, так что не все потеряно. Это как в тех же «Кайдашах», где описана матрица семьи на все случаи жизни.
- А у вас в семье были ситуации, описанные в повести?
- Конечно. Вот едем всей семьей на гастроли. Кто-то хочет петь, а другой спать - и начинают спорить. Ни в одной семье не бывает ровных отношений.
Хостикоев - очень обязательный отец
- Недавно смотрела передачу «Анализ крови» с вашей дочерью Дашей, где она предельно откровенно рассказала о своих интимных отношениях и о родителях. Был потом семейный совет?
- Да, был. Я потом упрекнула журналистов, что они не показали главного - как она поет. Просто взяли и вырвали какие-то семейные события из контекста. И программа проиграла, и дочь проиграла. Потом я ее переспросила, что это были за откровения на экране. Даша оправдывалась, что придумала историю для пиара. Сейчас ведь принято быть «поющими трусами». Вот ей и показалось, что все откровенное более привлекательно, более обсуждаемо, сразу запоминается.
- А как вы воспитываете младшего сына Славика?
- У нас с мужем нет цели сделать из него актера. Но уже сейчас видно, что на сцене он чувствует себя органично. По инициативе супруга его ввели в спектакль «Белая ворона». Как-то Анатолий стал рассказывать Славику историю Жанны д’Арк, а потом его осенило: нужно через разговор с мальчиком обратиться к молодому поколению со сцены. Но мы никогда специально не говорим: «Давай, сын, готовься. Будешь артистом».
- Есть ли у вас дома няня?
- Была, когда сын был поменьше. Наша бесценная Галина Самойленко нянчила Славика с 3 до 7 лет. Она и меня умудрялась воспитывать. Всегда бодрая, подтянутая. А своих маму и папу я старалась не загружать. Они и так нам помогали, когда Славочка был младенцем. И до полутора лет воспитывали мою старшую дочь Дашу. Водили ее в бассейн, на музыку. Потом Оля родила свою старшую дочь Тоню, и девочка прожила у них почти десять лет. И мы с Олей договорились: дать родителям наконец-то возможность пожить вдвоем. Тем более что у меня замечательный супруг - успевает быть и ведущим франковским актером, и руководителем собственного театра, и очень обязательным отцом. Таким мужьям можно и троих сыновей родить.
Машину купила не за счет театра
- Вы уже несколько лет работаете в театральной компании «Бенюк и Хостикоев». Это выгодно?
- Думаю, да. Но не все так просто. Многие ведь хотели бы иметь собственный театр, но не у всех это получается. Тут уж как кому повезет. Я благодарна Богу, что в нашем театре слились замечательные актерские силы, создавшие букет прекрасных спектаклей, востребованных зрителем. Думаю, лично мне выгодно заниматься театром в первую очередь для собственной душевной радости.
- А материально? Машину вы себе уже купили?
- Купила. Но не за счет театра. Мне подарили деньги к юбилею, еще пришли заработки из другого места. И Анатолий сказал: «Сейчас ты их растринькаешь и ничего не будет. Давай купим тебе машину, чтобы ты была независимой и ездила без меня, куда тебе нужно». Так и сделали. Сейчас у нас в Театре им. Франко много актрис с машинами, ведь современная женщина должна быть мобильной.
- Вы когда-то привели в театр за руку свою сестру Ольгу Сумскую, подарили ей профессию. Сейчас не обидно, что она ушла со сцены и превратилась в светскую львицу?
- Мне кажется, сегодня для успешности не менее важно быть светской львицей, чем актрисой. А Оленька в этой сфере чувствует себя как рыба в воде. Она очень трудолюбивая, недаром Лошадь по гороскопу. Мы унаследовали трудолюбие от родителей. Они в театре весь репертуар на себе тянули и на гастроли ездили. Мне муж тоже часто говорит: «Не переусердствуй, нужно отдыхать». А у меня не получается. Но я не жалуюсь. Сейчас у нас самый прелестный период - рождается спектакль. А потом, когда уже отрезал пуповину - все! Постановка живет своей жизнью. И принадлежит уже не актерам, а зрителю.
- Анатолий Георгиевич сейчас снимается в сериале «Сердцу не прикажешь» в роли крутого бизнесмена. Это сказалось на его характере?
- Был момент, когда я ему даже говорила: «Это вы, пожалуйста, в своей олигархической семье такое требуйте, а у нас все просто». Но в сериале меня умиляет, как чинно семья собирается за столом. Все вместе обедают, пьют чай, общаются. Я о таком мечтала всю жизнь. Но реально подобное случается только в день рождения или на праздник. А в будни едим отдельно - кому когда удобно. Солженицын тоже говорил, что обедать вместе - это пустая трата времени. И все же образ олигархической семьи завораживает. Они также поругиваются, соперничают друг с другом - те же ситуации, что и в «Кайдашевой семье».
ДОСЬЕ «КП»
Наталья Сумская - народная артистка Украины. С 1978 года - ведущая актриса Театра украинской драмы. Лауреат премии «Киевская пектораль-2000». Главные роли в спектаклях «Пигмалион», «Три сестры», «Кин IV», «Белая ворона», «Ревизор».
Сыграла в фильмах «Наталка Полтавка», «Такая поздняя, такая теплая осень», «Горы дымят», «Государственная граница», «Закон», «Преступление со многими неизвестными». Ведущая программы «Ключевой момент» на «Интере».
Замужем за известным актером Анатолием Хостикоевым, имеет дочь Дашу и сына Славика.