Накануне премьеры создатель театра «Киев модерн-балет» рассказал о любимых постановках и привязанности к мышам.
Раду Поклитару прославился у нас, когда шесть лет назад поставил в Национальной опере Украины два спектакля: «Весна священная» Стравинского и «Картинки с выставки» Мусоргского. В прошлом году организовал театр «Киев модерн-балет». Изюминка его постановок в том, что танцоры добавляют к движениям целые фразы и даже выкрики. Сейчас Раду наводит последние штрихи к новому спектаклю - балету «Щелкунчик». Премьера состоится 30 и 31 декабря в Театре им. Франко. Ведь своей сцены у созданного Поклитару театра нет. И это самый больной вопрос молодого коллектива. Накануне премьеры «КП» побеседовала с балетмейстером.
Первый снял с балерин пуанты
- Поставить этот балет на музыку Чайковского - моя давняя мечта, - признался Раду. - При подготовке мы вдохновлялись не столько музыкой, сколько повестью Гофмана, на основе которой создано либретто балета. И нашли там трагические нотки, которые не прочитывались предыдущими постановщиками. У нас кукла Щелкунчика трактована как точная копия человека - с душой и внутренним миром. Это сказка для взрослых, но никаких вольностей в ней не будет.
- Вам удалось поработать в Большом театре России. Был шанс остаться в труппе?
- У меня не было таких амбиций, потому что Большой - театр с многовековой историей и традициями, заточенными под классический балет. Меня просто позвали поставить «Ромео и Джульетту» на музыку Прокофьева, и я был счастлив. А московские газеты потом написали, что я первый снял с балерин пуанты.
- Но у вас из-за этого спектакля разгорелся конфликт с наследниками Прокофьева…
- Да. Они наложили вето на использование музыки их деда в моем спектакле. И балет сняли с репертуара. А потом такая же история повторилась с «Золушкой» в Латвийском национальном театре. Мне до сих пор не ясны причины такого неприятия моих балетов. «Золушка» в Риге идет по сей день благодаря музыке моего друга - лучшего симфониста Белоруссии Олега Ходоско. Это был уникальный случай, когда для готовой хореографической партитуры была написана новая музыка. Ходоско посмотрел балет на DVD с выключенным звуком и создал современную, тонкую, щемящую музыку. Директор оперы мне до сих пор звонит - спектакль пользуется огромным успехом.
- Теперь, выбирая музыку, узнаете, есть ли наследники?
- Да, так было с музыкой Мориса Равеля «Болеро», которую я очень люблю. Охранный срок авторских прав истекает 27 декабря этого года, поэтому рискнул взяться за спектакль.
Я - Крыса по гороскопу
- Как вы устроились в Киеве?
- У меня есть квартира на любимом мною Подоле в девяти минутах езды от Музыкального театра.
- В предстоящий год Крысы астрологи рекомендуют обзавестись семейством… Скоро в вашем доме хозяйка появится?
- Я сам Крыса по гороскопу. Но подавляющую часть моего свободного времени занимает театр. С таким человеком невозможно ужиться.
- Это «крысиное нутро» помогло вам создать таких замечательных мышей в «Щелкунчике»?
- Возможно. Я обожаю грызунов. Это не только моя страсть, но и художников этого спектакля Анны Ипатьевой и Бориса Логинова. Это они заразили меня мышиной болезнью - подарили первую песчанку. А потом еще одну, и у них образовалось семейство. Потом появился хомяк. Теперь этот маленький зоопарк - наше общее достояние. Самое интересное, что после репетиции первой сцены появления мышей, когда я вышел в коридор, то увидел в руках вахтера маленького крысенка Маню. Он меня всего расцеловал, обнюхал бороду, пробежался по шее. Такой очаровательный! И я сразу решил: это знак будущего успеха!
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Раду Поклитару 35 лет. Родился в Кишиневе. Окончил Пермское хореографическое училище, позже - Белорусскую академию музыки по специальности «балетмейстер». Два года работал главным балетмейстером Национальной оперы Молдовы. В 2006 году организовал в Киеве театр «Киев модерн-балет». Дважды лауреат премии «Киевская пектораль» («Лучший спектакль» и «Лучший балетмейстер года») за спектакль «Кармен.ТV» и международных конкурсов в Италии, Румынии, Болгарии, России, Белоруссии и Украине.
Фоторепортаж можно посмотреть здесь>>>