Загрузить еще

Ты одинок, и все вокруг - вампиры

Ты одинок, и все вокруг - вампиры
Фото: Герои «Мглы» столкнулись с монстрами из иного мира.

Самый популярный сюжет года в Голливуде - вторжение захватчиков из другого мира. Почему?

Десять лет назад в Голливуде были популярны фильмы про то, как все бдыщ! - и разрушается, но потом приходит один отважный герой и всех спасает. «Армагеддон», «Столкновение с бездной», «День независимости» должны были слегка попугать американского зрителя, но в итоге его же и успокоить: все нормально, пока функционирует безупречная государственная система, пока есть простой белозубый парень, в решающую минуту готовый поправить безвыходное положение.

Авторы этих сказок резко осеклись 11 сентября, когда все порушилось и никто никого не спас. С тех пор фильмы-катастрофы снимаются нечасто и пропитаны определенной безысходностью: речь уже не о том, чтобы спасти человечество, а о том, чтобы элементарно выжить самому.

Схожий принцип работает и в более камерных историях. На наши экраны только что вышли (или вот-вот выйдут) четыре больших голливудских фильма, разрабатывающих один и тот же сюжет: небольшая группа людей окружена врагами. Не важно, вампирами, инопланетянами, мистической саранчой или зомби: важно, что спасения от этих тварей нет. Можно только сидеть в укрытии и ждать, когда все кончится. Смельчаки, которые пытаются бороться, в большинстве случаев погибают. Если в финале герои выживают, это скорее результат случайности, а не чьей-то бурной героической деятельности. Оптимизм, которым было пропитано голливудское кино, сдает позиции меланхолии.

Почему так? Ну, во-первых, сытая Америка, долго считавшая, что стихийные бедствия разворачиваются в основном за ее пределами или в прошлом, в последние несколько лет ощутила, что такое, например, климатическая катастрофа типа урагана «Катрина» или действия группы упертых террористов (между этими явлениями мало разницы, особенно если смотреть с точки зрения обычного человека). И то и другое предотвратить практически невозможно. Соответственно изменился и страх.


 

В картине «30 дней ночи» вампиры, чтобы не голодать, выбрали городок с полярной ночью.

В каждом человеке живет ребенок; именно этот мальчишка широко открытыми глазами смотрит голливудские боевики, переживая за персонажей и отождествляясь с ними. А герои, которые раньше спасали мир (вроде того же Брюса Уиллиса на астероиде), выступали в роли отца. Такого, который обязательно придет и все исправит, всех выручит, починит сломавшийся мир комфорта и покоя. Сейчас отца никто не ждет. Понятно, что рассчитывать можно лишь на свои силы (ну или на чудо).

Штатный психолог «КП» Татьяна Огнева разъясняет: если бы речь шла об одном отдельном человеке, а не о широких массах, то, с точки зрения психолога, это значило бы, что пациент взрослеет. Но речь идет о компании голливудских сценаристов и зрителей. Рано или поздно они, конечно, снова массово впадут в инфантилизм, особенно если в реальности все будет хорошо...

СКОРО НА ЭКРАНАХ

В Нью-Йорк вторгнется гигантский монстр

Авторы «Остаться в живых» готовят полнометражный блокбастер о разрушении города

18 января 2008 года в Америке выйдет фильм «Кловерфилд». Имена постановщика и актеров ничего вам не скажут; единственная звезда на проекте - продюсер Дж. Дж. Абрамс (автор сериала «Остаться в живых» и режиссер «Миссия невыполнима-3»). Тем не менее благодаря гениальной рекламной кампании «Кловерфилд» стал чуть ли не самым ожидаемым фильмом зимнего сезона.

В коротких рекламных роликах обычная вечеринка в Нью-Йорке прерывалась диким грохотом и взрывами, после чего потрясенные герои видят, как на улицу падает оторванная голова статуи Свободы. В роликах не было даже названия фильма - только дата премьеры. Ни один зритель не понимал, что происходит на экране, но все были дико заинтригованы. Многие думали, что это вообще рекламная кампания четвертого сезона Lost.

Только сейчас авторы окончательно дали понять, что речь в картине будет идти о нападении на Нью-Йорк монстров - вроде бы одного гигантского типа Годзиллы и нескольких мелких. Все будет стилизовано под домашнее видео, но нашпиговано спецэффектами (авторы уверяют, что, если бы в фильме были звезды, которым нужно платить огромные гонорары, бюджет перевалил бы за 100 миллионов).

ТАК КТО ТАМ НА НАС НАПАДАЕТ?

«Вторжение» Оливера Хиршбигеля. Вышел в наш прокат в ноябре

Враг

Мыслящий вирус, принесенный из космоса шаттлом, вторгается в человеческие тела (заражение происходит теми же путями, что и, например, при гриппе). Зараженный теряет эмоции, становится очень рациональным и довольным жизнью (все это напоминает советский фильм «Отроки во Вселенной»: «Мы сделаем вас счастливыми...»).

Что грозит

Казалось бы, все к лучшему: в мире воцаряется мир, войны спешно заканчиваются (конфликты между носителями инопланетного вируса невозможны). Но есть люди с иммунитетом к заразе, не желающие лишаться привычных эмоций. Вот их-то захватчики готовы уничтожить любой ценой.

Как спастись

Если вы уже заразились, то ни в коем случае не засыпать (вирус внедряется в клетки только во время сна). Молиться, чтобы вирус в конце концов саморазрушился, не справившись с особенностями человеческой физиологии.

«З0 дней ночи» Дэвида Слейда. Вышел в наш прокат в ноябре

Враг

Неопрятные вампиры, не переносящие ультрафиолета, нашли себе наконец место без солнца: аляскинский городок Барроу, который на месяц погружается в полярную ночь. Упыри могут беспрепятственно грызть очумевших от неожиданности местных жителей.

Что грозит

Истребление всей популяции города Барроу (а это, между прочим, пара сотен человек).

Как спастись

Спрятавшись в надежном укрытии, ждать, когда полярная ночь закончится. При встрече с вампирами можно попробовать отрубать им головы подручными средствами: все-таки против лома нет приема.

«Мгла» Фрэнка Дарабонта. Вышел 22 ноября

Враг

Разнообразные омерзительные существа, похожие на осьминогов, богомолов или птеродактилей, пришедшие из накрывшего окрестности тумана. Возможно, вылезли из какой-то пространственно-временной дыры.

Что грозит

Жителям американского городка, запершимся в супермаркете, грозит уничтожение. А уж тем, кто находится за пределами спасительного здания, и подавно.

Как спастись

В повести Кинга монстры ориентировались по запаху, то есть в принципе можно выжить, если находиться в закрытом помещении. Религиозная фанатичка предлагает принести в жертву монстрам ребенка, но этот план не канает.

«Я - легенда» Фрэнсиса Лоуренса. Премьера в США - 14 декабря

Враг

В классической повести Ричарда Мэтисона (1954 год) все население Земли пало жертвой вируса, превратившего их в кровожадных вампиров. Один-единственный человек (его играет Уилл Смит), уцелевший благодаря иммунитету, вынужден каждую ночь запираться от них в доме, а днем, когда поганцы спят, убивать их.

Что грозит

Хуже быть не может: человечество поголовно инфицировано, герой борется за выживание, только и надеясь встретить хоть кого-то, кто подобно ему спасся от заразы.

Как спастись

Неизвестно, что придумают авторы фильма, а в финале книги герой выяснял, что он сам дурак: все человечество эволюционировало и будет прекрасно продолжать жить в новом облике, а он - его главный враг и подлежит немедленной казни.