«Комсомолка» разыскала неизвестные факты о бойцах спецназа.
На этой неделе на Первом канале начался показ нового сериала «Диверсант. Конец войны». Интерес к этой теме сейчас огромен. Ведь засекреченные архивы с документами о военных операциях диверсантов открыли совсем недавно. Про бойцов спецотрядов снимают фильмы, пишут книги. Но сколько в этих произведениях правды, а сколько - вымысла? Как воевали диверсанты на самом деле? Какой вклад внесли в победу над фашистами? Об этом военный обозреватель «Комсомолки» Виктор БАРАНЕЦ беседует с историком Михаилом БОЛТУНОВЫМ.
К войне мы не были готовы
- Михаил Ефимович, как создавали диверсионные подразделения, для каких целей и кто ими руководил?
- В 30-е годы прошлого столетия Михаилом Фрунзе была разработана теория «малой войны». Полковник Илья Григорьевич Старинов, которого называют «дедушкой русского спецназа», рассказывал, что в 1932 году наша оборона строилась на использовании отрядов диверсантов. Закладывались тайные базы с оружием и продовольствием как на нашей территории, так и вне СССР.
Но трагедия в том, что войну мы встретили без диверсантов, не имея опыта борьбы с немцами в тылу. Тот же Старинов вспоминал, как 14 июля 1941 года в Белоруссии пытались собрать диверсионные отряды. Выяснилось, что специалистов по партизанской тактике нет, но людям ставились задачи: уничтожать военные объекты и железные дороги. Удивленный Старинов спросил:
- А как это делать, учат?
Секретарь ЦК Белоруссии Эйдинов пожал плечами:
- Ну сами сообразят...
Такое же положение было и на Украине. Как подобное могло случиться? А помните доктрину Ворошилова: будем бить врага малой кровью на чужой территории. Мысль о ведении партизанской войны была окончательно похоронена в 1937 году. Спецы-диверсанты расстреляны, сосланы в лагеря. Уцелели единицы.
- И в таком положении мы встретили Великую Отечественную войну...
- Да... Что было, то было. Сталин 3 июля 1941 года в своем обращении к народу призывал: «В занятых врагом районах надо создавать диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи». А вот известный партизан 1812 года Денис Давыдов писал иное: «Партизанская война... занимается не сожжением одного-двух амбаров, не сорвением пикетов...» Он, говоря современным языком, считал: основная задача диверсантов - отрезать вражеские войска от источников снабжения. Ибо армия во все времена крайне уязвима от тыловых пунктов обеспечения. Но что делать - великий вождь не читал великого партизана...
Партизаны из НКВД
- А кто руководил диверсантами? Кто разрабатывал операции?
- Главное разведуправление Красной Армии и НКВД. Кстати говоря, в 90-е годы, когда многое тайное из истории спецслужб стало известным, один российский депутат очень возмущался: мол, и представить не мог, что наши героические партизаны есть переодетые в фуфайки энкавэдэшники.
Уже через две недели после начала войны в НКВД была создана Особая группа при Наркоме внутренних дел. Целый полк сформировали из прославленных спортсменов - здесь служили боксеры Николай Королев и Сергей Щербаков, легкоатлеты братья Георгий и Серафим Знаменские... В этот полк зачислялись добровольцы - студенты московских вузов. Как писал комбриг Михаил Орлов, здесь «были и пухлогубые первокурсники, и лысеющие аспиранты». Целый взвод - тридцать человек - направил известнейший в стране Институт истории, философии и литературы. В нем учился прекрасный поэт Юрий Левитанский. И он тоже был бойцом-диверсантом бригады!
Боевые подвиги
- Расскажите о наиболее успешных операциях разведчиков-диверсантов. Ведь наверняка в истории войны их было немало...
- Величайший разведчик-диверсант второй мировой - Николай Кузнецов. Блестяще владел языком противника, успешно выдавал себя за фашистского офицера. Именно он осуществил дерзкое похищение из собственной резиденции командующего карательной экспедиции генерал-майора фон Эльгена.
Разведчик-диверсант Кирилл Орловский в ходе операции «Кабанья охота» по ликвидации гауляйтера Белоруссии Коха был тяжело ранен. Отряд находился шесть часов в засаде, на лютом морозе. В руках Орловского взорвалась толовая шашка. Партизанский хирург ампутировал правую руку и кисть левой. Обезболивающих средств не было, единственный инструмент - ножовка. Через три месяца Орловский радировал в Москву: «Выздоровел. Приступил к командованию отрядом».
Чтобы не утомлять читателя цифрами, приведу лишь один пример действий разведывательно-диверсионного отряда под командованием Ивана Банова. В период с декабря 1942-го по ноябрь 1943 года, то есть за одиннадцать месяцев, диверсанты взорвали 457 вражеских эшелонов, 25 железнодорожных мостов. Убиты и ранены без малого 14 тысяч фашистов, в их числе - 5 генералов!
- За такие подвиги, хочется верить, давали высокие награды...
- И Николай Кузнецов, и Кирилл Орловский стали Героями Советского Союза.
Недавно, в мае этого года, Президент России Владимир Путин подписал указ о присвоении звания Героя России диверсанту Алексею Ботяну. Этим же указом ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени» удостоен ныне житель Украины военный разведчик Евгений Березняк. Эти два человека спасли от уничтожения древний Краков.
После войны судьбы у них сложились по-разному. Ботян по заданию центра осел в одной из европейских стран, а вот Березняку не повезло, угодил в лагерь. День Победы встретил за колючей проволокой. Его проверяли не один месяц. Уж больно биография не нравилась. Будучи руководителем резидентуры военной разведки «Голос», был захвачен в плен, сидел в гестапо, бежал. Однако вскоре все подтвердилось. Березняк был героем, а не предателем. Именно капитан Березняк стал прообразом майора Вихря в одноименном кинофильме.
Без них бы не справились?
- Как можно оценить вклад диверсантов в достижение Победы?
- В нашей прессе, особенно на телевидении, когда речь заходит о подразделениях спецназначения, часто звучит мысль: мол, именно они, эти крутые ребята, внесли решающий вклад в победу. Это, конечно, перехлест. Победу одержала вся страна, народ, армия.
Но в качестве оценки работы диверсантов приведу слова противника немецкого генерал-полковника Лотара Рендулича - он на своей шкуре почувствовал эффективность действий партизан: «История войн не знает ни одного примера, когда партизанское движение играло бы такую роль, какую оно сыграло в последней мировой войне. По тому колоссальному воздействию, которое оно оказало на фронтовые войска, на проблемы снабжения, оно стало частью понятия тотальной войны».
- Сегодня в армии готовят диверсантов? Для чего?
- Готовят. Для чего? А для чего вообще существует армия? На этот вопрос еще две с половиной тысячи лет назад ответил древний полководец Сунь-Цзы: «Корми солдата тысячу дней, чтобы использовать его один час».
А в следующем номере еженедельника мы расскажем, как смотрели сериал «Диверсант. Конец войны» вместе с разведчиками.
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ КИНОШНИКОВ
140 миллионов за голову комбрига Герасимова
Как воевали наши диверсанты в Афганистане и Чечне
- А после Великой Отечественной войны в нашей армии использовался опыт диверсионной работы?
- Да, в горячих точках - Афганистане, Чечне. Конечно, многое изменилось - техника, вооружение, но опыт есть опыт.
Вот вам пример: секретная операция была проведена нашим спецназом в Афганистане, в районе иранской границы. Разрабатывал ее командир 22-й бригады спецназа Дмитрий Герасимов. Для начала отвлекающий маневр: высаживались с вертолета в различных районах группы спецназа. Эти группы умело «засветили» себя на всех караванных путях в заданном районе. Осталась свободной лишь одна тропа. Чтобы ее оседлать незаметно для «духов», замкомбрига Гордеев скрытно вел свое группу по пескам несколько суток.
И моджахеды клюнули на приманку, устремились по «свободному» пути. Наша группа накрыла 12 «духовских» машин. И подобных операций было немало! Чего стоит захват мешков с деньгами, в которых оказалось 15 миллионов афгани. А еще спецназовцы взяли партию наркотиков - 14,5 тонны опиума-сырца. За нее духи приговорили комбрига Герасимова к расстрелу. За его голову душманы обещали 140 миллионов афгани!
- Рассказы о таких подвигах могут стать отличным сценарием для кино! Вы ведь не против романтизации работы наших диверсантов?
- Любая воинская профессия нуждается в романтизации, а профессия диверсанта, спецназовца - в особенности. Ведь именно в нем мы видим образ человека сильного, бесстрашного, умеющего выжить в тяжелых условиях.
Недавно я встречался с таким человеком. Разведчик, десантник, прошел две войны - афганскую и чеченскую. За Афган награжден четырьмя орденами (!) - три - Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах», за Чечню - два ордена Мужества. А в 2006 году Президент России вручил ему Золотую Звезду Героя. Имя этого человека - Анатолий Лебедь. В ходе одной из спецопераций он получил тяжелое ранение - взрывом мины оторвало ступню. Как сказал мой знакомый хирург: «Этот парень - инвалид. Вторая группа». Так вот этот «инвалид», которому летом 2003 года сделали операцию, уже зимой с разведчиками 45-го полка ВДВ банду Гелаева преследовал. Одиннадцать суток в снегах по горам... Вот о каких людях надо снимать кинофильмы!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Полковник Михаил БОЛТУНОВ, писатель, журналист, главный редактор центрального журнала Минобороны.
Он первым раскрыл тайну суперсекретного спецподразделения КГБ СССР, известного теперь как группа «Альфа». Написал несколько книг об уникальных бойцах антитеррора, рассказал о героическом пути спецназа.
Автор десятков книг по истории диверсионных служб, террору и антитеррору, разведке. Среди них: «Альфа» - сверхсекретный отряд КГБ», «Невидимое оружие ГРУ», «Спецназ против террора», «Командиры русского спецназа» и др.
ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА
Хемингуэй написал книгу про отца советского спецназа!
В 30-е годы прошлого века наши диверсанты воевали в Испании - защищали законное правительство страны от мятежа фашистов. И один из бойцов этих интербригад - советский диверсант, майор Разведуправления Красной Армии, герой боев в Испании - стал прототипом главного героя книги Хемингуэя «По ком звонит колокол» подрывника Роберта Джордана. Имя его Хаджи-Умар Мамсуров. В Испании он обучал бойцов диверсионному делу. В финскую войну успешно руководил отрядом диверсантов-лыжников. А Великую Отечественную закончил Героем Советского Союза, генерал-майором, командиром дивизии. Впоследствии стал первым заместителем начальника Главного разведуправления. Всю жизнь посвятил созданию и подготовке разведывательно-диверсионных подразделений и отрядов спецназа.