Сегодня на канале «1+1» - премьера 12-серийной криминальной мелодрамы Виктора Мережко о жизни знаменитой воровки.
Конечно, новая работа таких актеров, как Олег Басилашвили, Богдан Ступка, Ирина Алферова, Светлана Крючкова, Дмитрий Нагиев и Анастасия Мельникова, не могла пройти незамеченной. Но все-таки главный магнит этой истории - легендарная, почти мифическая персона, королева воровского мира - Софья Блювштейн. Какой она была? «Комсомолка» обнаружила неизвестные факты ее биографии.
Воровку мучили фотографиями
«Маленькая худенькая, уже седеющая женщина с помятым, старушечьим лицом. Она ходит по своей камере из угла в угол, и кажется, что она все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у нее мышиное. Глядя на нее, не верится, что еще недавно она была красива до такой степени, что очаровывала своих тюремщиков, как, например, в Смоленске, где надзиратель помог ей бежать и сам бежал с нею…»
Так Чехов пишет про Соньку Золотую Ручку в своем «Острове Сахалин». Знаменитой «старушке»-каторжанке на тот момент было всего-то 40 лет от роду.
Дата смерти аферистки, да и сама ее жизнь - сплошные мистификации. Есть могила на Ваганьковском кладбище. Но Сонька ли там лежит? Отбывала срок на каторге. Но она ли? Или, как поговаривали тогда, на Сахалин сослали ее «сменщицу»?
Неизвестно даже, где умерла знаменитая авантюристка. На Сахалине? В Москве? А может, в Приморье, куда, как писала в 1898 году газета «Владивосток», прибыла «бывшая ссыльно-каторжная, известная под именем Золотая Ручка, окруженная свитой из нескольких бывших ссыльных» и поселилась «на Имане» (теперь это город Дальнереченск).
Эту малюсенькую заметку нашли в газетной подшивке, хранящейся в фондах Приморского филиала Географического общества. В том же 1898 году газета «Владивосток» публикует очерк репортера Власа Дорошевича «Золотая Ручка».
Читается как детектив.
«Я ждал встречи с этим Мефистофелем, с этим Рокамболем в юбке, - пишет газетчик. - На Сахалине упорно держится мнение, что это вовсе не Золотая Ручка, а подставное лицо. Даже чиновники, узнав, что я видал и помню портреты Золотой Ручки, снятые с нее до суда, расспрашивали меня после свидания с Блювштейн:
- Ну, что? Она? Та?
Да, это остатки той. Глаза все те же. Эти чудные, бесконечно симпатичные, бархатные глаза. Которые «говорили» так, что могли отлично лгать».
Сонька на тот момент имела скромный статус крестьянки из ссыльных и проживала с неким Богдановым, грубым, неотесанным здоровяком, который «кого угодно за двугривенный убьет».
За «тихой» Сонькой, пишет Дорошевич, стояли годы каторги, побеги, шумные дела (убийства, грабежи, торговля водкой), кандалы, прилюдные и страшные наказания розгами. Но самым сильным унижением (вот она, плата за громкую славу!) были бесконечные фотографирования «на память».
«Софья Блювштейн на этих фотографиях не похожа на себя. Сколько бессильного бешенства, какой злобой, каким страданием искажены черты. Закусила губу, словно изо всей силы сдерживая готовое сорваться с языка ругательство.
- Мучили меня этими фотографиями, - говорит она».
Новое имя - Мария
В очерке Дорошевича нет ничего о том, как в один из бесконечных сахалинских дней великая грешница взяла в руки Священное Писание. Но историк Вячеслав Каликинский обнаружил в Сахалинском областном архиве уникальный документ - церковно-приходскую книгу, а в ней неподшитые и каким-то чудом не потерянные для истории свидетельства о крещении Соньки Золотой Ручки. С ее личным, хотя и весьма корявым автографом.
Читаем: «Тысяча восемьсот девяносто девятого года июля 10 дня, нижеподписавшаяся крестьянка из ссыльных Тымовского округа на
о. Сахалин Шендель Блювштейн, даю показания в нижеследующем. Родилась я в городе Варшаве от родителей мещан, иудейского вероисповедания. От роду имею 48 лет. До ссылки на Сахалин имела законного мужа Михаила Яковлева Блювштейн, которого в живых нет, от него имею двух дочерей - Софью 24 лет и Антонину 20 лет, они живут в Москве.
Страдая 12 лет в ссылке и иногда читая св. Евангелие, я вполне убедилась, что Господь Иисус Христос есть истинный мессия и что спасение души возможно только в лоне православной церкви. А потому сим удостоверяю, что не ради каких-либо мирских выгод и по искреннему убеждению желаю присоединиться к православной церкви... 1899 года 10 июля». И собственноручная подпись Золотой Ручки: «Шендель Блювштейн».
Росчерк неуверенный и будто катится вниз. Эксперт-графолог, которому Каликинский показал документ, подтвердил: каракули выводила явно слабая, больная рука. Действительно, некогда виртуозные «золотые ручки» почти три года подряд были закованы в тяжкие кандалы и, как писали газеты тех лет, болели и совсем не слушались хозяйку.
Вершил над Сонькой обряд таинства священник Алексей Кукольников. И (цитирую выписку из метрической книги) «нарек ей имя во св. крещении - Мария».
Чем не библейский сюжет? Другая Мария - Магдалина - до того, как пришла к Богу, тоже была широкоизвестной грешницей.
Нестыковочка
Вот такой до сих пор не известный зигзаг знаменитой судьбы. Но! Вспомним, Сонька Золотая Ручка прибыла в Приморье «со свитой», если верить старой газете, аж за год до ее сахалинского крещения.
Как-то не стыкуются факты. Неужели мошенница до сих пор водит нас за нос? И в Приморье 20 мая 1898 года на пароходе «Ярославль» прибыла не она, а неведомая «старуха» под ее воровским именем? А православная Мария спустя годы тихо умерла на Сахалине? Или в Москве? Или в Нью-Йорке?
Дело темное. Во всяком случае тот же Влас Дорошевич писал в очерке о безудержном ее желании вырваться с Сахалина. Почему-то кажется, что у Соньки это все получилось. Но, похоже, трубить миру о победе над каторгой она не собиралась.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Телеаферистка бьет рекорды!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Шендель БЛЮВШТЕЙН (она же Сонька Золотая Ручка).
Дата рождения неизвестна. Историки указывают и 1851, и 1855 и даже 1847 год. Место рождения также не установлено: то ли Одесса, то ли Варшава.
В 1890 году на каторге на острове Сахалин ее посетил Антон Павлович Чехов и оставил свои воспоминания в книге «Остров Сахалин».
Умерла предположительно в 1905 году.
Доказано, что она была организатором и исполнителем целого ряда ограблений и убийств. Владела как минимум тремя европейскими языками.
Воровское имя Сонька Золотая Ручка в XX веке досталось другой преступнице - Ольге фон Штейн. В народной молве преступления двух этих воровок слились воедино. Получился собирательный образ.
Смотрите сериал «Сонька золотая ручка» с понедельника по четверг на телеканале «1+1» в 21.15