Загрузить еще

Никита Михалков: Я согласен с каждым из 12 героев

Никита Михалков: Я согласен с каждым из 12 героев
Фото: Никита Сергеевич неразлучен со своей фуражкой так же, как его жена - с бантиком.

Знаменитый режиссер дал интервью «КП» на Венецианском фестивале

Новый фильм Михалкова «12» гарантированно вызовет полемику на Родине, у международной же аудитории он неожиданно - даже для самого режиссера - снискал теплое расположение.

Гафт уничтожил Гармаша

- 12 ваших героев постоянно говорят о русском характере, русской душе. По-вашему, она вообще существует?

- Ну если душа вообще существует, то, значит, существует и русская душа. К сожалению, на Западе понимание русского национального характера сводится к медведям, пьянству, икре, матрешкам, цыганам и так далее. Это туристическое представление. Я пытаюсь говорить об этом всерьез. «12» о том, какие мы сейчас, о России, ее идентичности. Вы знаете, нам очень трудно потерять национальную идентичность. Особенно в плохих чертах. Сегодняшняя Россия в поиске, и о нем мы говорим в нашем фильме. Смотрите. Коррупция у нас есть? Есть. Воровство есть? Есть. Ксенофобия, антисемитизм, антикавказские настроения… Но все это есть не только в России! Для того чтобы не было этих проблем, о них нужно разговаривать.

Помните, в картине герой Сергея Гармаша, таксист, нападает на еврея, которого играет Гафт? И чем убивает его еврей? Тем, что он относится к его нападкам философски, с юмором. Он спокоен, ироничен и мудр. И этим уничтожает его, отбивает его атаки. А если не разговаривать, проблемы уходят внутрь, начинают гнить и вырываются в совершенно неожиданном месте, почти всегда с кровью.

Когда героя Маковецкого спрашивают в нашей картине: «Чего ты хочешь?» - он говорит: «Я хочу поговорить». Он не знает, виноват чеченец или нет. Но мы так быстро его приговорили, за десять минут. Давайте поговорим хотя бы. Может быть, он виноват, но я хочу поговорить. Поначалу никто его не понимает. Но вдруг выясняется, что нету неважной жизни человеческой. Да, один - министр, другой - рыбак. Они разные по социальному положению. Но для Бога их жизни важны одинаково.

Прорыв плотины

- В фильме много говорят о Москве - какой она стала. Западная аудитория и понятия не имеет о тектонических сдвигах, которые у нас произошли. Поэтому «12» стали для них откровением.

- Сейчас в Москве в четыре часа утра пробки, невозможно проехать через центр. Количество ресторанов зашкаливает… Нет, это вообще совершенно другой мир! Это как, знаете, плотину держали-держали, и вдруг - бам! - ее прорвало. И вот это все вместе - и хорошее, и плохое, и говно, и бриллианты - вырвалось наружу, как извержение вулкана. Это и замечательно, и очень опасно. Но с этим ничего поделать нельзя. Кстати говоря, очень во многом картина именно об этом. Маковецкий в финале говорит воробью: «Хочешь лететь - лети, хочешь остаться - останься, но решай все сам, никто за тебя это не сделает». Советская власть приучила народ к инфантильности. За людей все решали. И вдруг сегодня им говорят: вы свободны. И для многих это шок. И потому приходит апатия. Как будет - так и будет.

У каждого из 12 моих героев своя правда. Я с каждым из них согласен. Почему я, врач, должен отменять операцию, заниматься этой ерундой, когда у меня есть дела, работа, семья? Я свое дело сделал. Но это по закону. И находится один человек, который понимает, что должен сделать что-то конкретное - поделиться теплом, едой, местом с абсолютно чужим человеком. Достоевский писал: «Очень легко любить весь мир и очень трудно пожертвовать ради одного человека».

«Я бы хотел снимать, как Бекмамбетов»

- Многие картины Венецианского фестиваля разбирались с проблемой Восток - Запад. Американские картины фокусировались на страшных драмах, вызванных иракской войной. Ваша картина затрагивает чеченскую проблему.

- Очень наивно думать, что есть какое-то среднеарифметическое европейское представление, которое применимо ко всем странам. Американцы пытаются именно так вести себя в Ираке. Что говорит христианское протестантское воспитание? Если меня бьют - я ударю сильнее, я их накажу. Это подход западной цивилизации. А что делать с женщиной, которая благодарна аллаху за то, что ее сын сел в самолет и угробил триста человек, врезавшись в небоскреб? Если к ней приходят с цветами и поздравляют ее. И она говорит на это: спасибо аллаху, что это так. Как можно сказать ей: я тебя убью? Она скажет: «Милый мой, для меня это счастье!» Это все равно что вегетарианцу пригрозить: я тебе не дам мяса . Это вопрос разных цивилизаций. Невозможно объяснить мусульманину, что нужно иметь одну жену, а не восемь. С этой культурой можно сосуществовать, сделав так, чтобы она в тебе нуждалась, угрожать ей бессмысленно. Опять возвращаемся к тому же - необходимости разговаривать, не только слушать, но и слышать.

- Когда-то вы были единственным международно признанным российским режиссером. Сейчас Тимур Бекмамбетов снимает высокобюджетный голливудский блокбастер с Анжелиной Джоли.

- Вы понимаете, какая штука. Я бы очень хотел снимать, как Бекмамбетов, но я так не умею. Дело в том, что, когда ворона хочет стать соловьем, она может этого только хотеть. Она будет по-прежнему каркать, как ворона. Но лес только потому и лес, что там есть и ворона, и соловей.

Наш ответ Цусиме

- Ваши проекты сейчас один масштабнее и дороже другого.

Никита Сергеевич ухмыляется:

- Полжизни работаешь на имя, а полжизни имя должно работать на тебя.

- Можете объяснить или прокомментировать ваши особые отношения с Путиным?

- Что вы называете особыми отношениями? Мы абсолютно нормальной ориентации. Да, я очень ценю и люблю его. Вне зависимости от своего положения он мужчина и человек, который реально отвечает за свои слова. Я считаю, что он один из немногих, кто берет удар на себя. Один тот случай, когда утонула подлодка и он поехал разговаривать с вдовами моряков, очень о многом говорит.

Вы знаете, почему он бывает у меня в доме? Я никогда ничего у него для себя не попросил. Никогда. Чем ближе такие отношения, тем сложнее что-то просить. Мне лично. И я очень ценю, что он это знает и ценит.

- Всегда хотел спросить: откуда у вас эта фуражка, в которой вы уже не первый год щеголяете то в Каннах, то в Венеции?

- Я ее выиграл в теннис у японского капитана военного корабля. Эта фуражка - мой трофей. Считайте, что это наш ответ Цусиме.

«Золотой лев» раздвоился

  • Победителем 64-го Венецианского фестиваля стал тайванец Энг Ли, давно работающий в Голливуде и два года назад уже удостоенный «Золотого льва» за скандально известную «Горбатую гору». Его новая картина, снятая на китайском языке, будет называться в прокате «Вожделение» (Lust, Caution) - она о порочной связи юной подпольщицы с предателем родины, которого она должна убить.
  • Приз за женскую роль получила англичанка Кейт Бланшетт, великолепно сыгравшая одну из реинкарнаций Боба Дилана в картине «Меня здесь нет». Брэд Питт получил симметричную награду за главную роль в поэтическом вестерне «Убийство Джесси Джеймса трусом Робертом Фордом».
  • В результате бурных разборок между членами жюри на свет появился двойник «Золотого льва» - «Лев специальный», который достался Никите Михалкову.