Ведущий актер Театра украинской драмы рассказал, как создавался спектакль - громкая премьера этого сезона
Сегодня в Национальном театре имени Ивана Франко - премьера спектакля «Маленькие супружеские преступления», поставленного Кшиштофом Занусси. Ведущую роль в нем сыграл известный актер театра и кино Алексей Богданович. Накануне премьеры он ответил на вопросы «КП».
70-летний Кшиштоф до сих пор нежно целует жене руки
- Вы всю весну работали с Занусси над этим спектаклем, который стал гвоздем сезона. Отличается его театральная манера от украинской?
- Безусловно, и он сам об этом говорит. Мы - славяне, у нас эмоциональная душа: что вижу, то пою, как чувствую, так и играю. А в Европе выдавать свои эмоции в чистом виде - моветон. Их манера игры нам кажется сухой и прагматичной - маловато чувств и слишком много ума. Благо что Занусси не стал нас ломать и переучивать. Он сразу смирился с нашим менталитетом. Такая работа стала для меня откровением. И дело даже не в спектакле, а в самом общении. Я с наслаждением слушал наставления мудрого человека, который много знает, много видел и, возможно, много плакал.
- Основную часть репетиционного периода вы провели в имении Занусси под Варшавой. Помогала в работе атмосфера его дома?
- Очень! Мы - горожане, привыкшие к нашим отдельным «консервным банкам», уже с утра попадали в чудесную пасторальную атмосферу: птички поют, лабрадоры по двору бегают, река журчит. Исчезли скованность и неуверенность, возможные при работе в стенах театра. А еще я позавидовал отношениям Занусси с его женой: как он нежно целовал ей руку, как она о нем заботилась… И это после стольких лет вместе, в 70-летнем возрасте! Сохранить на всю жизнь такую теплоту - ой как надо потрудиться!
«История любви моего героя - черная дыра»
- Вам понятен характер вашего героя, ведь он весьма неприятный тип?
- Вполне, ведь он очень похож на всех творческих людей. Я, как и он, тоже весьма эгоистичен и тоже люблю, чтобы все вертелось вокруг моей персоны. Эгоцентризм моего героя привел к тому, что 15 лет супружества развеялись, как один день. Пока он культивировал свою сомнительную гениальность писателя, жена мучилась от невостребованности и одиночества. И оказалось, что история их любви - это черная дыра. В этом персонаже воплощена болезнь переоценки собственной значимости, которая угрожает любой творческой личности. Не дай бог обрести такое прозрение правды жизни, как у него.
- Но ведь жена его все-таки не бросила…
- Да, в финале она возвращается к нему, но это не happy end. Реанимировать эту семью уже невозможно. Занусси нам говорил, что финал спектакля открыт. Ведь любовь - это огромный труд. Этой паре нужно сильно потрудиться, чтобы хоть чуточку вернуть былую теплоту. Есть люди, которые легко забывают обиды. Я тоже человек не злопамятный, но все хорошо помню. И мне иногда просто не хватает амнезии! Так что ситуацию своего героя прочувствовал изнутри.
Сумская и Хостикоев от этого проекта отказались
- А почему Наталья Сумская и Анатолий Хостикоев отказались от сотрудничества с Занусси, хотя театр вначале им предложил этот проект?
- Думаю, они просто не могли пожертвовать своей работой на телевидении, в кино, не смогли бросить на целый месяц детей. Еще, наверное, сыграло роль то, что у каждого из них это не первый брак, хочется, чтобы он стал последним. А в спектакле поднимается очень опасная тема супружества, в которую можно углубиться и посмотреть на отношения другими глазами. Есть возможность все разрушить.
«Я согласился сыграть Мастера»
- Правда ли, что вы сыграете роль Мастера вместо покойного Степана Алексенко в возобновленной постановке «Мастер и Маргарита»?
- Это предложение для меня весьма неоднозначно, особого желания играть Мастера после Алексенко у меня нет. Другое дело - если бы ставили новый спектакль, а не реанимировали проект двадцатилетней давности. Но в нем заняты симпатичные мне люди, которые хотят отметить юбилей постановки, вспомнить режиссера Ирину Молостову. Эти доводы заставили согласиться.
- А в кино сейчас снимаетесь?
- Что-то предлагают постоянно. Но чаще всего это халтура. А недавно пригласили на роль подлеца, который очаровывает женщин, а потом бросает, обобрав до нитки. И режиссеру я понравился, и команда собралась приличная. Но потом позвонил продюсер - наш, украинский, и сказал, что эту роль должен играть только московский актер, неважно какой. Вот так мы сами культивируем свою второсортность.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Алексею Богдановичу 44 года. Окончил Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого. В Театре украинской драмы уже 23 года.
Громкий успех и статус третьего «прима» получил после спектаклей «Мерлин», «Укрощение строптивой», «Кин IV», «Брат Чичиков», «Тартюф», «Братья Карамазовы».
В 1986 году дебютировал в фильме Николая Мащенко «Все побеждает любовь», потом сыграл влюбленного поэта в «Голубой розе», Баумана в «Расколе».
За роль Адама Торского в сериале «Преступление со многими неизвестными» получил Государственную премию имени Тараса Шевченко.
А после фильма «Украденное счастье» по пьесе Франко, где сыграл Мыколу, стал «Человеком года» в номинации «Актер». В честь 150-летия Каменяра Богдановичу присвоили звание народного артиста.
ВАЖНО
О чем спектакль
«Маленькие супружеские измены»
Поставлен по пьесе Эрика Шмидта. Жена через 15 лет супружеской жизни стала алкоголичкой. Как-то вечером, озверев от нелюбви супруга, разбила ему голову статуэткой. Муж не погиб, но потерял память. Вернее, притворился, что потерял память…