28501
0
19 апреля
Загрузить еще

Композитор Николай Мозговой: «Олег Скрипка мою песню «Минає день» не споет – попка лопнет!»

Композитор Николай Мозговой: «Олег Скрипка мою песню «Минає день» не споет – попка лопнет!»

Гость редакции как всегда честно и очень смело объяснил читателям «КП», почему у нас в стране артисты скоро вымрут как класс

Дополнительные фото смотрите здесь>>

На юбилей жена подарила машину

- Добрый день, Николай Петрович! С прошедшим вас! (Композитор 1 сентября отпраздновал свое 60-летие – прим. ред.). Казацкого здоровья вам желаю. Ну а остальное все приложится! И если не секрет, расскажите, как отметили день рождения? Что-нибудь оригинальное ваши родные или коллеги подарили? Ну и кто из знаменитостей пришел в гости?

- Из близких мне людей не пришли только те, у кого гастроли, другие лечились. Еще кто-то ловил рыбу на Дальнем Востоке – так совпало… Потом звонили, извинялись… А отметил как заведено – за столом, в пьянке (смеется)! Выслушивал бесконечные хвалебные оды, потом головная боль под утро… А надо же было, не опохмеляясь, умудрится выйти на работу! Но ничего – душ, речка: поплавал и пошел.

Что дарили? Дарили всякую всячину, кто что мог придумать – то и дарил. Жена умудрилась машину мне подарить, а я теперь ее выплачиваю (в шутку хмурится)… Но бантик на ней был красивый!

- А где отмечали?

- «Пользуясь служебным положением» – на безбрежных просторах банкетного зала Дворца «Украина» (улыбается в усы). Только там и сумел вместить всех, кто пришел ко мне в день рождения… Но предупреждаю сразу всю четвертую власть: в кассу за все уплатил!

«Сейчас мы живем во времена дичайшего капитализма»

- Здравствуйте! Я поклонница вашего таланта. И мой сын, кстати, тоже поет. Он окончил эстрадно-цирковой колледж в Киеве на бюджетном отделении. Но в данный момент нигде не может устроиться на работу. Может, вы ему чем-то сможете помочь?

- Ну чем я могу помочь? Если бы я был «поющим» ректором известного вуза или продюсером, либо же эдаким миллионером с причудами, который просто помогает, - это был бы другой разговор. Но я ни то, ни другое, ни третье. Я просто менеджер. Так что, к сожалению, помочь я тут не могу даже советом. Поскольку мне стыдно за страну, которая за 16 лет растеряла все, что было при советской власти, и у нас теперь нет ни одной музыкальной организации, куда бы ваш сын смог прийти после окончания колледжа на прослушивание на предмет принятия на работу. Раньше были художественные советы, которые решали: артист ты или нет. Сегодня этого ничего нет… Поэтому даже не знаю, что посоветовать. Увы, сейчас мы живем во времена дичайшего, неразвитого капитализма.

Враги – это… большая радость!

- Здравствуйте! Николай Петрович, наверное, у вас очень много друзей, но наверняка и врагов хватает. Есть ли у вас какой-то защитный амулет, или оберег? И вообще, как вы находите выход из трудных ситуаций?

- Да никак! От врагов не защищаются, враги – это… большая радость! Если они есть, значит, ты прогрессируешь, живешь. Поэтому враги – это не так уж плохо. Если их нет, то неинтересно жить.

- Ну, а вас враги стимулируют?

- Я думаю, не только меня – всех. Враг, по большому счету, это соперник, альтернативщик. Он что-то представляет в противовес тебе. И тебе приходится развиваться, чтобы достойно ответить на его вызовы.

- Спасибо вам, творческих успехов!

«Я уже 16 лет не «в формате»

- Здравствуйте, Николай Петрович! Меня зовут Владимир, я вам из Киева звоню. Сколько ни ищу ваши диски на киевских рынках или в магазинах, никак не могу найти. Подскажите, пожалуйста, где можно их купить?

- Их не было.

- А почему?

- Не было, поскольку они не востребованы. Все это не «в формате». 16 лет уже этой стране - и все это время я не «в формате».

- Кто вам сказал такую глупость, что вы не «в формате»?

- Судя по тому, что крутят в эфире все наши радиостанции FM, телевидение, которое называется национальным, в этой стране есть только Козловский и «Цигель-цигель, ай-лю-лю». Правда, есть еще один «шикарный» вокалист - Олег Скрипка. Сопли до пола и на баяне якобы играет – вот и все наше нынешнее украинское «мистецтво». Попробовал бы он спеть мою «Минає день»! Там же надо зацепить си-бемоль - так у него бы, бедного, попка лопнула от этого… Ну а если хотите послушать меня, приглашаю вас на концерт во Дворец «Украина» 10 и 11 октября на свой творческий вечер.

Где талант – там хамство отдыхает

- Добрый день! Это Маша из Херсона. Николай Петрович, как директор Дворца «Украина» скажите, кто больше капризничает: наши артисты или зарубежные? Тот же Гарри Мур сильно помучил вас?

- Вы знаете, самые капризные - звезды ближнего зарубежья, в основном Московия. А дальнего - те нет. Гари Мур - что вы, это милейший человек! Видимо, там, где больше таланта, хамство отдыхает.

- А курьезы со звездами у вас случались?

- Да сколько угодно! Однажды директор Юрия Антонова на мой вопрос взял и ударил меня. Надо было в суд на него подать или просто избить. Представляете, полупьяный сопляк смог себе такое позволить?! Или еще «курьез»: некоторые, только приехав и ничего не послушав, сразу же заявляют: «У вас плохой звук»! Ох уж мне это великороссийское хамство… Но за два с лишним года моей работы этой спеси у них поубавилось. Стало поменьше подобных гастролеров, и наши концерты очистились от всякой грязи. А Дворец «Украина» стал таким, каким он и должен быть - передовой сценой, где с успехом работают великие артисты. Для таких мы делали прямо за сценой гримуборные, чтобы им было удобнее. Имею в виду того же Лучано Паваротти. Год назад он работал на нашей сцене, а сегодня его не стало. Это для меня было большим ударом…

Как стать звездой

- Николай Петрович! Вы – патриарх украинской эстрады. Скажите, пожалуйста, как стать звездой? Для этого же сейчас надо не только голос иметь, но еще и много чего другого – деньги, связи и т. д.?

- Не знаю, что вам и ответить… Чтобы стать звездой, надо угадать с песней. А чтобы стать певцом, надо иметь голос, талант от Бога. И учится, учится – долго учиться: в музыкальной школе, училище, консерватории. А потом много практиковать: вначале по селам, потом по ЖЭКам, заводам и т.д. А когда наберешься масти, вот тогда уже и...

При Ющенко живется лучше

- Это Андрей из Донецка. Николай Петрович, вам при какой власти лучше жилось: при Кравчуке, Кучме или при Ющенко?

- За последние 16 лет лучше всего мне живется сейчас.

- А при Союзе как?

- Нет, все же мы лучше живем сейчас. Страна развивается, мы стали лучше одеваться, появилось много машин. При Союзе всего этого не было. Союз – это была одна длинная очередь: в ресторан, в гостиницу, за билетами, на пляж, в туалет… И сплошное НЕЛЬЗЯ! Но, с другой стороны, это моя молодость, юность… Помните старый анекдот, когда у старого дедушки спрашивают: «Когда вам лучше жилось: при царе или сейчас?» Он говорит: «Конечно, при царе». - «Как?! Сейчас же компьютеры, разносолы, что хотите!» А он отвечает: «У меня ж тогда писечка стояла». Вот так и я… Конечно же, сейчас при Ющенко лучше. Я не агитирую, а констатирую факт. При Кучме нельзя было свободно о чем-либо говорить, а сейчас - говори что хочешь. И чувствуешь себя теперь вольнее, чем раньше.

- А если не секрет, сколько у вас пенсия?

- Пенсия?! Я про нее еще не думал – «хай мене Бог боронить!»

- Ну у вас же там всякие надбавки… Мне интересно, сколько артисты у нас получают?

- Сложно сказать, сколько наши артисты получают. Я б ответил, если бы знал, где эти артисты работают. Они сегодня сами себе вредят. И хрен когда пенсию получат. Потому что пенсия предполагает какие-то отчисления в Пенсионный фонд. А если артисты оформлены какими-то дворниками, поварами, слесарями... Не существует государственной концертной организации, куда бы они сдали свои трудовые книжки. Вот в чем проблема! У нас класс артиста скоро вымрет, и они превратятся в каких-то там работников Жоры Григоряна, директора некоего ресторана…

Размер же моей пенсии будет соответствовать тому, сколько я отпел. Я, кстати, уже давно на вокальной пенсии (ведь проработал вокалистом 20 лет), но не получаю ее. Так как, чтобы и дальше получать зарплату, я должен был отказаться от этой пенсии и переквалифицироваться. Кроме того, я не пошел на вокальную пенсию еще и потому, что меня устраивает другая моя пенсия – чернобыльца-ликвидатора ІІ категории, которая «зашкаливает» за 360 гривен (саркастически улыбается).

Про личное

- Это Олег, Киев. Николай Петрович, если не секрет: вы поддерживаете отношения со своим бывшим зятем Александром Пономаревым?

- Поддерживаю.

- А вы с ним общаетесь?

- Когда нам общаться? Он где-то ездит, а я работаю. Иногда встречаемся… Внучка нас объединяет. Он любящий отец, прекрасный мужик, который понимает, что он отец.

- А в профессиональной сфере вы видитесь, сотрудничаете?

- Нет, у нас сотрудничества никогда не было. Единственное, когда я был председателем жюри (конкурса молодых исполнителей им. Ивасюка – прим. ред.), мы оценили его как победителя. Но это не только я, это все члены жюри приняли такое решение. А как сейчас? Это дело такое… Нет, я не вмешиваюсь в их жизнь.

- Алексей, Киев. Какая музыка вам по душе, как композитору?

- Как композитору, мне больше по душе моя музыка (усмехается). А как слушателю, музыканту, мне нравится разная, но очень хорошая музыка (в моем понимании): Бах, Бетховен, Моцарт – вообще все те, на которых я воспитывался. Мне нравятся наши песенники-классики – Билаш, Сабодаш, Михайлюк, Володя Ивасюк…

А вот не нравится рок-группа «ВВ». Зато очень нравится «ДДТ», «Братья Карамазовы». Да, они поют всего по одной песне – Шевчук про осень, а те – про «куда-то полетели». Но я ничего не могу с собой поделать: хочется взять под это немножечко виски, или коньячку потянуть и задуматься… Потому что со мной что-то происходит – душевная музыка!

- А когда вы только начинали свой путь в музыке?

- Я 1947 года рождения. В юности, где я рос, рядом была румынская граница. И музыку «из-за бугра» не мог заглушить ни один советский глушитель. В свой детско-юношеский период (от 14 до 17 лет), мы все слушали Джанни Моранди, Риту Павони, они пели тогда рок, и это казалось клево! Мы воспитывались на этой музыке, хотя звучал тогда же и советский гламурчик: «В московских окнах негасимый свет», «Домино, домино». Но мне это не нравилось. А нравились итальянцы, мы повторяли их, примитивно играли на самопальных гитарах. Это были 60-е годы… А потом, когда появились у нас первые настоящие инструменты, мы начали шлепать на гитарах «Биттлз». Мне казалась в те годы, что это так – школьники собрались и ковыряются в трех аккордах. Собственно говоря, если разобрать эту музыку, то так оно и есть. Но она доступна обывателю.

…Очень нравится джаз – всю жизнь. Но об этом можно долго говорить – прямой линии не хватит!

Украина Россию перепоет!

- Вопрос от Андрея из Киева. Почему шоу-бизнес Украины, всегда славившейся своими голосами, проигрывает в популярности зарубежным конкурентам? Той же России, например.

- А что сравнивать? «Великолепный» вокал «Тату» и «супер-вокал» «Воплей Видоплясова»? Так, по-моему, они на одном уровне. Если в таком вот они выигрывают, тогда нам лучше проигрывать! Коль победой считать то, как поется российская попса (вместе с их «генералом» Крутым – под фанеру у рояля), то на хрена нам такое искусство?!

Если же вы хотите сказать, что у нас плохо поют Ани Лорак, Повалий…

- Нет, наоборот! Я и сам назову вам много других наших достойных певиц…

- Ну так вот! Значит, кто выигрывает? Мы!!! У них таких певиц нет! Правда, исполнителей-мужчин у нас маловато… А уж если коснуться оперного искусства: вы, часом, не знаете, кто поет в опере, например в Большом театре? Да в основном хохлы! Поэтому тут бабка надвое гадала: у кого что лучше…

Другое дело, у нас нет стремления, чтобы в Украине появилось свое Сан-Ремо. Чтобы своих талантливых артистов мы возили за рубеж, пропагандировали их, прославляя Украину…

- У кого это «у нас»?

- У государства! У тех, кто руководит культурой, кто должен этим заниматься по долгу службы. В конце концов у вас – у которого нет желания увидеть, что у нас не хуже, чем в России!

- Катя, Киев. Вы говорили, что во Дворце Украины не место «фанерщикам». Как вы боретесь с теми артистами, которые хотят петь под фанеру?

- Я никак не борюсь, мне на это плевать. Это вы должны бороться, как потребитель. А моя вся борьба состоит в том, что если кто-то что-то нарушит из условий контракта, то на этом его гастроли у нас и закончатся, и никогда их больше не будет. А как распознать фонограмщика? Это очень просто. Смотрите на афишах: если написано, что будет телевизионная съемка концерта, так и знайте, что это под «фанеру». А если это живой концерт – то на афишах пишут «живой звук».

250 гривен за Криса Ри – разве это дорого?

- Меня звать Николай, а фамилия моей бабушки, кстати, Мозговая. Мне 52 года. Скажите, пожалуйста, «Біла лілея» – это ваша песня?

- Моя.

- Я ее ищу 10 лет! И нигде не могу купить кассету…

- Я не торгую своим искусством, иначе меня ограбят. Я написал когда-то «Білі лілеї» для дочери, она ее успешно пела, ходила по всем базарам – бесплатно дарила. И мне это было приятно. А выпускать свои альбому – я не выпускаю.

- А почему на концерт Криса Ри во дворце были такие цены – 250 гривен за билет?

- Да вы что, разве это цены? Вот на Аллу Пугачеву цены! А 250 гривен – это сегодня обычная цена, чтобы пообедать в обычном ресторанчике. А в отношении Криса Ри? Ну, что же, он – выдающийся музыкант! Он показал, и все мы увидели, как надо играть акустический рок! Мы услышали такое, что не могли бы здесь услышать ни от кого другого. Просто приехал выдающийся музыкант, дал всем мастер-класс, и все музыканты, звукорежиссеры, которые присутствовали на концерте, поняли как надо работать.

- Это хорошо, но почему его запись с этого концерта не продавать?

- Ну, кто будет этим заниматься? Не Дворец же. Другие организации должны заниматься этим: знать, что продавать, что записывать… Но что вы хотите? Тут вопрос стоит так: нужен ли вообще этому государству Крис Ри, да и другая качественная музыка? Вон, был у нас в столице магазин «Ноты», но Омельченко (бывший мэр столицы – прим. ред.) взял да и продал его. И теперь там пуговицами торгуют… Увы, «маємо те, що маємо».

«Пишу «в стол»

- Здравствуйте, Николай Петрович! Каких новых песен ждать из-под вашего пера в скором времени? И где их можно будет послушать, по каким телеканалам посмотреть?

- 10-11 октября приходите во Дворец «Украина» на мой творческий вечер. А пишу ли я что-то? Я пишу всю жизнь, но, в основном, «в стол». Поскольку себя реализовать невозможно ввиду отсутствия спроса, вот и пишу для себя.

- А для других исполнителей не собираетесь в ближайшее время написать что-то свое?

- Да хоть бы перепели все то, что я уже написал ранее!

Практически все наши певцы – «фанерщики»

- Николай Петрович, признайтесь, кто из наших певцов любит петь под фанеру?

- Ох, чувствую – сейчас выйду из редакции и меня побьют… Практически все!

- А случайно не назовете их по именам?

- Я «случайно» промолчу.

Не люблю убивать и другим не советую

- Здравствуйте, Николай Петрович! Это Алексей из Конотопа звонит. Хотел бы узнать, чем вы еще любите заниматься, кроме как петь, сочинять музыку?

- Люблю собирать грибы. Готовить… Да что я только не люблю! Плавать. Побегать в дыр-дыр (поиграть в футбол), правда, недолго – дают себя знать поломанные ноги… Пить люблю!

- А что предпочитаете?

- Водку! Страшно люблю ее пить, а запивать шампанским брют и кушать собственного приготовления баранину. Это вершина!

- А любимое блюдо?

- Баранчик! Это для меня мясо детства. Как украинец, до безумия люблю свинину. Но утром страшно люблю ростбиф из говядины или телятины! Люблю котлеты из смешанного фарша. Это можно одуреть!

- А рыбалка, охота?

- О, нет! Я не люблю убивать. Мне рыбу жалко. Я ее жрать люблю!.. Но бить, убивать что-то – это для меня это катастрофа! Не могу! И вам не советую! А то есть у нас один такой, все время с ружьем – бывший депутат Волков. Так этот придурок столько зверья поубивал – и хвастается!

- Вопрос от Владимира из Киева: Николай Петрович, вы по характеру, кажется, холерик. Наверное, с таким характером тяжело приходится в отношениях с людьми…

- Холерик, не холерик – а человеку надо следить за своими эмоциями и поступками. Чтобы не натворить чего плохого. Обуздывать страсти. И в чем-то себя ограничивать даже.

- А у вас депрессии бывают? По какому-нибудь житейскому поводу? Какие-то неудачи, например? В том же руководстве дворцом…

- Дело в том, что неудач не должно быть. Если бы я хоть один раз проиграл – меня бы уже проглотили… Например, такие негодяи, как Кобзон. За то, что у нас во дворце во время его концерта случился пожар, он бы меня просто сожрал! Но у него не получилось. Я сумел доказать, что это был поджог. И теперь весь мир, вся страна знает, что Кобзон был неправ по отношению ко мне. И что он не имел права меня оскорблять на следующий день после пожара.

Но я себя сдержал. И не нахамил ему, когда он снова приехал к нам на День шахтера и пел в том же зале. Я просто взял и ушел. Выходит, я его морально победил. Ведь ему, так или иначе, стыдно стало, что он был неправ.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Николай МОЗГОВОЙ родился 1 сентября 1947 года в Хмельницкой области. Закончил Киевскую государственную консерваторию им. Чайковского. Также имеет диплом юриста. С 1971 по 1994 годы – солист «Укрконцерта». С 1993 года – народный артист Украины 1994-1999 гг. – директор и худрук Украинского государственного театра песни. С 1999 года заведует кафедрой теории и методики постановки голоса Института искусств при Национальном педагогическом университете им. Драгоманова, профессор, кандидат наук. С 17 марта 2005 года - генеральный директор, художественный руководитель Национального дворца «Украина». 1 сентября 2007 года награжден орденом князя Ярослава Мудрого V степени.

Женат, есть дочь Алена и внучка Женя.

5 ЛУЧШИХ ПЕСЕН

Николая Мозгового (по версии «КП»)

  1. «Минає день»
  2. «Край, мій рідний край»
  3. «На долині дощ іде»
  4. «Горянка»
  5. «Білі лілеї»

Фото Андрея ДРИГИ.