Эксперт о запуске украинско-американской "Альфы": Это огромный успех и удача

В чем же особенность украино-американского проекта и какая миссия была у ракеты Альфа.

Gene Blevins / L.A. Daily News photo

Запуск ракеты Alpha украинско-американской частной компании Firefly Aerospace привлек внимание специалистов всего мира. И уже через две с половиной минуты после запуска ракета взорвалась. Тем не менее, Альфу считают инновационным и очень перспективным объектом.

Новинка на рынке космических технологий

В чем же особенность и важность этого носителя, "КП в Украине" рассказал генеральный директор Национального центра аэрокосмического образования молодежи им. Макарова Алексей Кулик.

- Это новая ракета, раньше такие не эксплуатировались, - говорит Алексей Кулик. - В конструкции и технологии Альфы заложено много принципиально новых решений, которые уменьшают стоимость килограмма полезной нагрузки в космос. И это немалое достоинство. Альфа - достаточно дешевый носитель, но это не значит, что он плохой и ненадежный: в создании использовали композитные конструкции, углепластики, 3-Д печать двигателей и упрощенный подход к созданию стартовых комплексов. Упрощенный в плане высокой степени автоматизации, информатизации и уменьшения человеческого труда. Все это суммарно позволяет уменьшить стоимость выведения полезных нагрузок и быть очень привлекательным носителем для потенциального заказчика.

Вторая особенность, по словам нашего собеседника, в том, что эта ракета позиционируется в сегменте легких носителей. Алексей пояснил - на сегодня все космические аппараты (если это не специализированные телекоммуникационные спутники), с развитием элементной базы уменьшаются в размерах и весе. И если брать ракету среднего класса такую как украинский "Зенит", "Антарес" или "Спейс Икс" Илона Маска - то это ракеты, которые нужно загружать тоннами груза. Для "Зенита" это в среднем 13 тонн для запуска на средние орбиты, у "Антареса" - около 5 тонн, у "Спейс Икс" - до 20 тонн.

А "Альфа" предназначена для запуска до одной тонны. Она чаще будет лететь в космос, потому что такую ракету проще полностью загрузить и вынести в космос 10 легких спутников, чем эти же 10 легких спутников выводить на носителе среднего класса, который будет на 80% недогруженным нести в космос пустоту.

- Третья особенность ракеты в том, что на рынке космических услуг появился еще один серьезный игрок, типичный представитель компаний так называемого "Течения нового космоса", - говорит специалист. – Главной целью такие компании ставят сделать космос ближе к обычным жителям земли. Например, через коммуникационные услуги, дистанционное зондирование земли, интернет и другие технологии. Чем больше таких компаний – тем скорее мы с вами будем иметь недорогие качественные услуги, связанные с космической деятельностью.

Даже у Илона Маска были десятки неудачных спусков

Генеральный директор Национального центра аэрокосмического образования молодежи им. Макарова Алексей Кулик. Фото: unaec.dp.ua

Взрыв "Альфы", по словам Алексея Владимировича, не стоит оценивать как трагедию. Да, случилась неудача, но нужно оценивать суммарно все, то что произошло. Ракета первый раз стартовала со стартового комплекса без проблем. Первая ступень на протяжении всего полета работала нормально, если судить по видео, которые доступны. И уже на последних секундах работы первой ступени произошла нештатная ситуация, ракету стало раскачивать и по требованиям безопасности она была ликвидирована.

- Если мы возьмем для примера любой другой носитель – не припомню чтобы с первого раза он оторвался со стартовой площадки, - говорит Кулик. - Даже у "Фальконов" Илона Маска насчитывались десятки неудачных пусков, пока они не научились летать. Поэтому если суммарно посмотреть на то, что произошло с "Альфой" – это однозначно плюс. Лично для себя я сделал вывод, что запуск "Альфы" - это огромный успех и удача.

Наверняка интересен вопрос, какие же убытки могла понести компания Firefly Alpha после взрыва "Альфы".

- Вопрос стоимости потерь – это сложно и некорректно, - говорит специалист. -  Однозначно груз, скорее всего был застрахован. Знаю, что на первые "пушки" ставят имиджевые вещи – студенческие проекты, молодежные спутники, внутренние разработки компании Макса Полякова. Убытки в эквиваленте удорожания самого проекта, капитализации, возможно, будут перекрыты.

СПРАВКА КП

Alpha должна была доставить на низкую околоземную орбиту двигательную установку SETS, аппарат для сбора и утилизации космического мусора и рисунки победителей детского конкурса. В будущем Firefly Aerospace планирует на коммерческой основе при помощи Alpha выводить на орбиты высотой 300 км и 500 км грузы весом до тонны и 630 кг соответственно.

Кислородно-керосиновая ракета Firefly Alpha должна выводить до 1000 кг груза на низкую околоземную орбиту и до 600 кг на солнечно-синхронную орбиту. В конструкции ракеты используются композитные материалы, в том числе углеродное волокно. Для упрощения конструкции двигателя используется технология вытеснения, при которой сжатый газ вытесняет горючее и окислитель из баков, позволяя обойтись без турбонасоса. Дополнительным новшеством ракеты является использование клиновоздушного ракетного двигателя, который увеличивает её эффективность.

В Alpha используются двигатели Reaver-1 и Lightning-1, а также легкая углеродная композитная конструкция для снижения веса запуска, что приводит к увеличению доли полезной нагрузки.

20 сентября 2020 года компания "Firefly Aerospace" провела наземные испытания первой ступени своей ракеты "Альфа" (стендовый прожиг двигательной установки).

Firefly Aerospace (ранее — Firefly Space Systems) — частная аэрокосмическая компания со штаб-квартирой в Остине (Техас, США), которая разрабатывает легкие ракеты-носители для запуска в космос кубсатов – малых и сверхмалых спутников Земли для исследования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Современные войны: роботы уже воюют против людей