Ирина Федишин: Обидно, но люди пишут: нам что теперь - не слушать песни Ирины Федишин

Что думает певица о скандале с авторским правом на ее песни.

ФБ Ирины Федишин

Владельца продуктового магазина "Смаколик" под Яремчей оштрафовали на 114 тысяч гривен за то, что в его заведении незаконно звучали песни Ирины Федишин. Соцсети разделились в оценках: одни радуются, что заработал закон об авторских правах, другие – клеймят певицу, мол, после такого штрафа ваши песни никто не будет слушать.

"КП в Украине" связалась с Ириной и узнала ее точку зрения на происходящее.

Когда крадут колбасу, это преступление. А когда песни - все норм?

- Узнав об этой ситуации, яочень разволновалась, перечитала все, что связано с этим делом, - рассказала нам Ирина Федишин. - Оказалось, магазин оштрафовали за песню "Україна колядує", незаконное использование которой зафиксировали еще в марте. И это под Яремчей, где так любят мое творчество…

- Наказали именно за ваши песни?

- В прессе подается информация, что владельца наказали за то, что "крутил" именно мои песни. Но дело не в этом, а в том, что собственник магазина не имел лицензии на право транслирования любой музыки в своем заведении.

В Украине есть закон о защите авторских прав, который действует с 1991 года. Но, к сожалению, долгое время он не работал, а "жеврів" потихоньку. И вот сейчас началось движение. Все мои авторские права принадлежат компании Best music, и когда я начала у них интересоваться ситуацией, мне объяснили, что таких судебных дел по Украине уже очень много. И непонятно, почему акцентируют внимание только на деле, которое связано с моим именем.

- Не много ли это - штраф свыше ста тысяч?

- Конечно, и меня поразила сумма иска – 114 тысяч гривен. Такие деньги! Магазин небольшой, сколько надо работать, чтобы это выплатить? По-человечески мне жаль собственника.

Но, как мне передали, этого человека не раз предупреждали, что нарушает закон. А он упорно игнорировал замечания. Ему предлагали приобрести лицензию на использование музыки – он отказался.

Мне обидно, что люди сейчас в соцсетях комментируют: "так что нам теперь - не слушать песни Ирины Федышин?" Ну причем тут это? Человек нарушил закон. И неважно, какая музыка в момент фиксирования нарушения звучала: песни Оли Поляковой, "Океана Эльзы" или мои. Дело это бы не поменяло. И сумму штрафа – тоже. Радует, что есть в сети и другие комментарии: "Когда крадут колбасу, то это преступление, а когда крадут результат интеллектуальной работы - то все норм?"

- До этого вам приходилось сталкиваться с подобными ситуациями?

- Нарушения с моими авторскими права случаются часто, но реагирую на это всегда лояльно. Ни разу не подавала в суд, не обращалась за помощью в этом вопросе. Честно говоря, до этого случая даже в закон об авторских правах толком не вникала.

Мне пишут: "Вам что - жалко, чтобы ваша песня прозвучала в ресторане? Вы же дополнительно ничего для этого не делаете". Но за эту песню надо заплатить автору, на студии, чтобы ее записать, снять на нее клип. Кто-то создает одежду, кто-то лекарства, а кто-то музыку. Почему потребительский бизнес должен оплачивать роялти за авторское право? Потому что музыка в их заведениях – это дополнительный сервис. Если собственник какого-то ресторана не хочет уважать чужой труд, пусть берет микрофон и сам развлекает посетителей.

- Ира, а собственник магазина к вам не обращался?

- Нет, хотя эта история, повторюсь, тянется с весны. Если бы он мне написал, думаю, чисто по-человечески, мы постарались бы ему помочь, чем смогли бы. Но, как мне объяснили, он в этой ситуации тянул до последнего, игнорировал все претензии. "Доброжелатели" ему советовали: не берите трубку, все утихнет само собой. И все дошло до того, что суд "влепил" вот такой штраф.

- А он уже заплатил эти деньги?

- Насколько мне известно – нет.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Практически каждый день открывается новое дело

Александр Никин. Фото: ФБ

- Логика простая: любое использование музыки в коммерческих целях – в магазинах, ресторанах, торговых центрах – должно сопровождаться получением специального разрешения, – объясняет, директор общественного союза "Организация коллективного управления авторскими и смежными правами" Александр Никин. – Конкретно наша организация управляет правами и западных музыкальных корпораций, и украинских. Наши представители есть во всех регионах. Их задача – оформление лицензий на использование музыки, в случае отказа – видеофиксация нарушений, а затем – судебное преследование.

Сейчас проходят сотни процессов, практически каждый день открывается новое дело. В основном в исках фигурируют западные авторы, но есть и наши исполнители - KADNAY, Оля Полякова, KOLA, Макс Барских, Ирина Федишин, "Беzобмежень", Артем Пивоваров, Монатик&Вера Брежнева, Тayanna, Jerry Heil,  Ivan Navi,  Loboda,  Monatik и другие. Это все наши иски. И я считаю, что такие процессы – это очень правильно, только таким образом мы можем навести порядок и цивилизованно использовать музыку.

- Сколько стоит лицензия на каталог музыки – это дорого?

- Есть специальная методика расчета: квадратура помещения, месторасположение заведения. Но это однозначно небольшие суммы. Есть организации, которые даже сами звонят, интересуются порядком начисления, перечисляют деньги. А те, для кого это новость, узнают подробности от наших представителей.

Если взять этот небольшой магазин "смаколиків", о котором сейчас все говорят, он должен был платить за использование музыки 700 гривен в месяц. Но какой-то юрист им сказал, что можно не платить. Наверное, теперь они должны взыскать сумму штрафа с этого человека, ведь даже на стадии судебного преследования им было предложено пойти на мировое соглашение, но они отказались.

- Куда идут штрафы?

- Они идут тому, на кого оформлены авторские права на музыку. Ежеквартально мы выплачиваем авторам миллионы гривен.

- Александр, еще вопрос: как отличить музыку, которую используем для себя, от музыки для коммерческих целей? Вот, например, недалеко от моего дома есть парикмахерская, куда хожу много лет. Раньше там всегда был включен по телевизору музыкальный канал, сейчас телевизор выключен. Владелица боится штрафов?

- Причина может быть в чем угодно. Но это коммерческое использование музыки, однозначно. Любое использование музыки там, где находятся не только члены семьи, – публичное. Если вы купили, скажем, диск и слушаете дома – это для личного использования, если этот же диск включают в ресторане или торговом центре для привлечения прибыли – владельцы должны купить лицензию на право публичного использования.

- Часто играет музыка в транспорте – это коммерческое использование?

- Сейчас, насколько нам известно, там перестали включать музыку. Мы в свое время обращались к автопаркам с предложением урегулировать этот вопрос, но, вероятно, они посчитали, что это дорого. И решили ситуацию вот так, как в вашей парикмахерской.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Екатерина Бужинская: Песню "Україна - це ми!" зал всегда поет стоя. Обидно, что ее не включили в концерт на "Олимпийском"