Еще в середине апреля президент Владимир Зеленский публично заявил, что предложил СНБО разработать проект закона об олигархах. Спустя месяц секретарь СНБО Алексей Данилов сообщил - документ со дня на день появится в Верховной Раде. Его автором официально выступит президент, хотя над текстом работали очень много людей: сотрудники Офиса президента, СНБО, МИД, СБУ, АМКУ, НБУ.
На календаре уже 1 июня, а текст законопроекта до сих пор тайна за семью замками. Вокруг документа лишь циркулирует много слухов. Подогревают их и СМИ, публикуя якобы черновой вариант законопроекта об олигархах, который, кстати, абсолютно не выдерживает критики. Потому в Офисе президента и в СНБО уверяют, что в публичную плоскость попала фальшивка. И просят дождаться официальной презентации президентской законодательной инициативы, но никаких сроков уже не называют.
Пока же эксперты Украинского института будущего презентовали свое видение, как следует проводить в Украине деолигархизацию.
Одного законопроекта мало
Итак, с чего же начать борьбу с олигархами? Эксперты в один голос говорят, что для этого недостаточно принять один законопроект и запустить реестр олигархов. Так олигархат не побороть. Такой путь, по словам директора программы "Право" Александра Чебаненко, обречен на провал. К вопросу нужно подходить комплексно, то есть вносить изменения в десяток (если не больше) законов.
Не обойтись и без реформирования судебно-правовой системы страны. Нужно, чтобы суды защищали граждан и инвесторов, а не обслуживали коррупционные интересы отдельных личностей. И реформу можно было бы начать с правильного добора судей и введением европейской практики испытательного срока для них.
- Самое важное и едва ли не самое сложное в вопросах, которые касаются судебной власти, - вопрос носителей судебной власти, а именно правила их добора. Необходимо внедрить предохранители, которые бы позволили назначать и увольнять судей прозрачно для общества, а не кулуарно, как сегодня. Необходимы условия, которые бы не позволяли назначать судей без испытательного срока, что является нормой для европейских стран, - сказал Чебаненко.
Эксперты считают, что должна быть политическая воля, чтобы, используя нынешнее законодательство и многочисленные антикоррупционные и правоохранительные институции, государство могло дать достойный отпор любому олигарху, если его действия направлены против страны.
|
Равнение на США и Канаду
Эксперты отмечают, что власти нужно наработать свое антитрестовое законодательство и (или) оживить работу Антимонопольного комитета Украины. Ориентиром для нашей страны в части антитрестового законодательства может стать опыт США, например "закон Шермана", запрещающий монополии, картели и тресты, а также деятельность Федеральной комиссии по торговле.
- В США, если компания нарушает антитрестовое законодательство, то ее руководитель может быть оштрафован до миллиона долларов и даже осужден до 10 лет тюрьмы, а на компанию могут наложить штраф в размере 10 млн долларов, - рассказывает Александр Чебаненко.
По словам экс-главы КСУ Виктора Шишкина, власти, возможно, стоило бы вернуться к проекту законопроекта времен 1992 года "О структуре судебной власти", который предусматривает создание антимонопольного суда.
- Этот суд мог бы принимать решения в отношении монополистов, а государство обязывалось бы контролировать реализацию таких решений. А вот решения АМКУ такой силы не имеют, - поясняет Виктор Шишкин.
Не менее важно, по мнению экспертов, на законодательном уровне урегулировать лоббистскую деятельность. За образец взять опыт Канады, который признан ПАСЕ самым лучшим в мире, или хотя бы опыт США.
- В обеих странах были определены стандарты и правила деятельности лоббистов, которые должны проходить государственную регистрацию и предоставлять отчетность, указывая точную информацию о своем заказчике и цели лоббистской деятельности, воздерживаться от реализации влияния, которое может быть определено как ненадлежащее и незаконное. За нарушение данного законодательства предусмотрено не только лишение лицензии на право заниматься лоббизмом, но и высокие штрафы и даже лишение свободы, - говорит Александр Чебаненко и в качестве примера приводит "кейс Манафорта" - бывшего советника Дональда Трампа, который едва не угодил в тюрьму на 80 лет за нарушение правил лоббизма.
Новые избирательные правила и проще налоги
Дубинкой против олигархов могут стать изменения в налоговое законодательство, его упрощение. Целесообразно ввести налог на выведенный капитал вместо налога на прибыль.
Не мешало бы, как говорят эксперты, подкорректировать избирательное законодательство с целью минимизировать влияние "денежных мешков" на предвыборную кампанию, выдвижение и рекламирование кандидатов (партий). А для этого нужны: открытые избирательные списки партий, введение ограничений для партий на рекламные расходы, возвращение права на самовыдвижение кандидатов, бюджетное финансирование оплаты труда депутатов местных советов.
Не обойтись и без пересмотра законодательства, регулирующего деятельность СМИ. В этой сфере эксперты предлагают обязать СМИ раскрывать фамилии собственников, включая и конечных бенефициаров, а также источники финансирования, ввести ограничения на корпоративные доли в СМИ более чем в одном секторе национальных СМИ, создание коллективных органов управления в СМИ, заключение соглашения между собственником и коллективом СМИ о невмешательстве в редакционную политику издания (радио, телеканала).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ