В Одессе объявили войну самокатчикам, ждут поддержки Верховной Рады

"Муниципальная варта" тормозит людей на электрических средствах передвижения, а эксперты говорят, что таких полномочий у общественников нет.

сайт «Думская»

Все чаще владельцы самокатов в Украине попадают в аварии - и что делать с этим, пока никто не знает, кроме как взывать к инстинктам самосохранения горе-водителей. Самокатчики бьются друг о друга, попадают под колеса автотранспорта и сбивают людей. Призвать их к порядку не получается, ведь самокаты не относятся к понятию "автотранспорт" и на них не распространяются правила дорожного движения. Сейчас в Одессе пытаются самостоятельно урегулировать потоки катающихся горожан на "Трассе здоровья". "КП" в Украине" выясняла, почему власти города, скорее всего, потерпят фиаско и как в других странах пытаются решить эту проблему. 

Самокат - это что?

Еще в 2019 году на сайте президента Украины появилась петиция о том, чтобы приравнять электросамокаты, которые движутся со скоростью до 30 км/час, к велосипедам. Но из 25 000 требуемых подписей не набралось и 100. При этом о проблеме уже вовсю трубили соцсети, полиция не знала, как квалифицировать ДТП с участием двухколесных средств передвижения, - точнее, не понимала, считать электросамокат велосипедом, мопедом или все-таки пешеходом.

Обращения к законодателям терялись в ворохах других, видимо, более важных документов. Все это время самокатчики и их жертвы бились друг о друга, ломали шеи и пробивали черепа, сносили столбы и скамейки. Были и летальные исходы, когда при падении на землю "водители" получали настолько серьезные травмы головы, что умирали, не доехав до больницы.

Владельцы - потенциальные "хрустики"

В Одессе решили бороться с локальными "ДТП" на "Трассе здоровья" единственным возможным методом. Сотрудники "Муниципальной варты" (общественного формирования по охране общественного порядка) начали останавливать резвящихся самокатчиков, просить их не превышать скорость и ездить поаккуратнее. Кто-то соглашается со "стражами", а кто-то отстаивает свои права.

- Я езжу на велосипеде уже давно, а на самокатах часто гоняют новички, которые не соображают, что подвергают опасности и себя, и других. Начинающие велосипедисты, например, так себя не ведут - они ездят осторожнее, - говорит одессит Андрей Юрин. - Да и тормоза на велосипеде гораздо сильнее, чем у самоката. А на самокате вроде бы ничего сложного - встал и поехал, но это же не тот самокат из детства, это же совсем другое…

- Прокатных компаний в Одессе десятки. Час аренды самоката стоит в среднем около 200 гривен. Конечно, много желающих покататься, в том числе и не особо умных. Прокатчикам все равно, они не спрашивают, знает ли человек правила движения и есть ли у него шлем. Максимум могут выставить в специальной программе на компьютере режим "Новичок", который ограничит скорость до 15 км/час. Но это если человек сам скажет, что он нечасто катается. А так - все тут "профи", все знают лучше, что делать, только мне кажется - это потенциальные "хрустики" (так называли погибших в ДТП мотоциклистов полицейские, у работников скорой было другое определение - "йогурты". - Прим. авт.). Вот скоро самокатчики выйдут на дороги - и начнется страшное! - предостерегает житель города Олег Антонов.

- У меня есть все права кататься по велодорожкам на  Трассе  здоровья! Самокат приравнен к велосипеду, еду я с той же скоростью, а если мне под колеса выкатывается кто-то неадекватный, то это его проблемы! - заявил владелец электросамоката, представившийся Тимофеем.

На "Трассе здоровье" самокатчиков останавливают и просят не превышать скорость и придерживаться правил. Фото: сайт "Думская"

"Надо четко определить статус участника движения"

- Проблема с электросамокатами есть не только в Украине, но и других стран. Электросамокаты относятся к категории "легкий индивидуальный электротранспорт", и законодательно они не определены (во всяком случае, у нас, в Украине). И первое, что делают в других странах, - четко определяют статус этого участника дорожного движения  - рассказал правозащитник Владимир Караваев. - Второй момент - идентификация самого транспортного средства. В ряде стран она проводится в момент продажи самоката прямо в магазине. Покупатель вносится в реестр владельцев транспортных средств, и там же ему присваивается какой-то идентификатор - наклейка с QR-кодом, номерной знак и т.п. Третий момент - минимальные требования по знанию правил дорожного движения. Это ключевые позиции, которые должны быть реализованы на первом этапе урегулирования. У нас пока ни одна из этих позиций не закрыта, и каких-то планов по их реализации я не вижу.

Владимир Караваев напоминает: аналогичная ситуация была несколько лет назад со скутерами:

- Такая же полнейшая неразбериха творилась до тех пор, пока в законодательстве не появились характеристики этих транспортных средств, не появилась водительская категория А1 и скутерам не начали присваивать номерные знаки, а водителей обязали иметь права и знать правила дорожного движения. Ситуация пришла в норму, да и скутеров меньше стало.

Нет полномочий - нет прав

Что же касается инициативы одесской мэрии ( а ее депутаты направили в Верховную Раду запрос о решении вопроса безопасности эксплуатации электросамокатов) и действий "Муниципальной варты", тот тут все непросто.

- В Кодексе Украины об административных правонарушениях статус "Муниципальной варты" не обозначен. То есть у сотрудников этой организации нет никаких прав и обязанностей по отношению к любым участникам движения - ни в плане остановки или задержки, ни тем более в плане проверки документов, - говорит правозащитник. - До тех пор, пока их полномочия не будут прописаны законодательно, все их действия будут считаться незаконными.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

У водителей или пешеходов? Для электросамокатов придется отбирать дорогу