На карантине особенно заметно, как отсутствие плана легко может привести к хаосу: невыполненные задания, неубранная комната, зависание в гаджетах и перекусы на ходу. Самое время научить ребенка составлять расписание на день и распределять нагрузку.
Главное - не пытайтесь внедрить все и сразу, попробуйте разные подходы и посмотрите, что понравится вашему ребенку больше. То время, которое вы потратите на обучение малыша, не раз сэкономит ваши нервы в будущем.
ЧТО МЕШАЕТ?
Пожиратели времени
Если вычесть время на сон и учебу, у младшего школьника в день остается 8 - 10 часов свободного времени. Взрослые о таком могут только мечтать! Только вот куда уходит это время? В тайм-менеджменте есть такое понятие, как хронофаги, или пожиратели времени, - к ним относят любые отвлечения от основного дела.
Прокрастинация
Младшему школьнику задают на дом столько заданий, чтобы их можно было выполнить за 1,5 - 2 часа. Редкому ребенку удается вписаться в эти границы, и виной тому прокрастинация. Выполняя задания, легко отвлечься на игрушку, лежащую рядом, чьи-то слова, что-то интересное за окном. В результате он вроде бы занят важным - делает домашку, но на это уходит в разы больше времени. Чтобы сделать задания быстро, нужно убрать подальше телефон, игрушки и закрыть ненужные вкладки на компьютере.
Если домашние задания нужно делать на компьютере, не отвлекаться поможет простая хитрость: создайте отдельный учебный аккаунт. Пусть там будут только ресурсы для учебы, никаких установленных игр и сохраненных мемов.
Ожидание
Дорога в школу и обратно, очередь в магазине, ожидание тренера перед спортивными занятиями или опоздание друга (а в период карантина - ожидание следующего занятия) - бесполезное и утомительное время съедает за день иногда больше нескольких часов. Не потерять это время помогут словесные игры, заранее подобранные аудиокниги, короткие видео.
Отсутствие плана
Когда у ребенка нет четкого представления, чем ему заниматься и в каком порядке, он будет в течение дня бессистемно переключаться с одного дела на другое. Конечно, более привлекательными для него окажутся игры на телефоне и просмотр мультиков. В итоге время будет потрачено, а важные дела останутся невыполненными. Чтобы этого избежать, нужен простой зафиксированный на бумаге план.
В ТЕМУ
Куда уходит время?
С помощью простой техники "Хронометраж" можно выяснить, на что тратит свой день ребенок. Для этого на листе бумаги составьте табличку с колонками: "Дело", "Начало", "Окончание", "Затрачено". Объясните, что, прежде чем приступить к любому занятию, нужно заполнить первые два столбца, а по окончании дела - отметить время в третьем. Занятия длительностью до 5 минут можно не учитывать.
В конце дня вместе с ребенком заполните последний столбец и обсудите:
- Какие дела отняли много времени, а какие были выполнены быстро.
- До каких дел ребенок не добрался.
- На что отвлекался больше всего.
- От каких дел стоит отказаться или сократить выделенное на них время, чтобы успеть важное.
Хронометраж позволит наглядно увидеть, что на выполнение уроков уйдет гораздо меньше времени, если не отвлекаться на чай и интернет слишком часто. В таком случае и до отбоя останется больше свободного времени, чтобы посмотреть фильм или поиграть.
|
ПРОСТЫЕ ИСТОРИИ
"Лягушки", "помидоры" и план на день
Все успеть и не запутаться в разнообразных делах ребенку поможет план.
Купите красивый ежедневник и вместе с ребенком вносите туда расписание на следующий день. План лучше составлять вечером перед сном, тогда уже с утра ребенок будет знать, с чего ему начать.
Для гармоничного развития важно придерживаться баланса, поэтому включайте в план дела из всех жизненных сфер: учеба, здоровье, общение с друзьями, семья, творчество, игры и развлечения.
Составляя график дня, учитывайте, что примерно 20% времени в течение дня школьника особенно продуктивны. Для совы продуктивные часы приходятся на вечер, для жаворонка - на утро. При этом важно, чтобы у ребенка был постоянный режим: одинаковое время отхода ко сну и пробуждения. Следование режиму особенно актуально для детишек, которые долго просыпаются и копаются по утрам. В идеале сохранять этот ритм и в выходные, и во время каникул.
Свободную часть дня лучше начать с "дел-лягушек". В тайм-менеджменте так называют неприятные задачи, которые не хочется выполнять, например, для ребенка это может быть уборка комнаты. Когда мы передвигаем такие дела в конец своего списка задач, это усиливает стресс и снижает производительность. "Проглотить лягушку" с утра значит получить удовлетворение от того, что справился, и зарядиться успехом на весь день.
Когда составляете график, обязательно включайте в него "зеленые зоны" - это время, не занятое делами. Оно пригодится ребенку для ничегонеделания и мечтаний, а также позволит в случае необходимости сдвинуть расписание. Гибкость очень важна.
Если ребенку сложно сосредоточиться на выполнении домашних заданий, предложите ему воспользоваться техникой помидора. Основатель метода Франческо Чирилло предлагает разделять дела на "помидорки": один "помидор" - 25 минут сосредоточенной работы - чередуется с отдыхом в 5 минут. После четырех "помидоров" на отдых выделяют уже 20 - 30 минут. Чтобы за "помидорками" было удобнее следить, поставьте таймер на телефоне.
Если ребенок выполнял домашнее задание на компьютере, во время отдыха стоит заняться физкультурой или помыть посуду.
В течение дня могут появляться новые задачи: объясните ребенку, как правильно на них реагировать и расставлять приоритеты. Обычно в тайм-менеджменте используют матрицу Эйзенхауэра, которая включает 4 категории задач: срочные и важные, несрочные и важные, срочные и неважные, несрочные и неважные. Ребенку можно просто объяснить, что нужно выполнять дела в срок (соблюдать дедлайны), не накапливать важные дела и не отвлекаться на неважные.
Выберите один день в неделю и позвольте ребенку самому составить расписание на день, пусть он потренируется планировать свое время. Вечером обсудите, все ли удалось и что нужно скорректировать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ