Что такое Донбасс? Ликбез для секретаря СНБО

Алексей Данилов публично заявил - в украинской правовой терминологии нет такого географического определения "Донбасс" - и призвал его избегать.

facebook.com/rnbou

И тут возникают вопросы, скорее для размышлений, чем для конкретных выводов.  Нет ведь еще очерченных тонкими границами Буковины, Прикарпатья, Закарпатья, Слобожанщины. Но никто не отрицает факта их существования. Почему в немилость попал именно Донбасс? Да, самый громоздкий, самый неуклюжий, спорный… Но свой, родной. Вчера еще был Донбассом, а сегодня чиновник высшей категории ошарашивает – не было никогда и вообще забудьте это слово. Ну, это вряд ли.

Артем Маслаков.

Начнем с того, что господин Данилов как человек, рожденный на земле Донбасса и длительное время бывший мэром Луганска, должен знать очевидные вещи. Определение "Донбасс" сложилось еще в XVIII веке. Это сокращенное название Донецкого угольного бассейна. Изначально к нему относили восточную часть Екатеринославской (Днепропетровская область), южную часть Харьковской губерний и юго-западную часть территорий Войска Донского. Уже тогда считалось - у этих земель были общие культурно-исторические, политические и социальные особенности.

То есть, по умолчанию, эти земли уже тогда называли "Донбасс". Центр – нынешний Донецк, изначально Юзовка, потом Сталино. И к сведению, Юзовка – в честь британского предпринимателя Джона Юза, открывшего здесь первый металлургический завод. Сталино – вовсе не в угоду Сталину, ключевое слово было – сталь. Шахты и уголь шли вторым номером. Был еще эпизод, когда город назвали Троцком, но очень ненадолго, одумались – переименовали.

Значение Донбасса и всего региона в первые годы СССР недооценивать было нельзя. Уголь, энергетика выходили на первый план и без Донецкого угольного бассейна, находящегося в нужной близости от ключевых городов страны (в отличие от Кузбасса) государство попросту бы замерзло.

Тогда в начале 20-х годов здесь была создана Донецко-Криворожская Республика (возглавляемая авантюристом-большевиком Артемом (Сергеевым)) как альтернатива государству, создаваемому в Киеве Петлюрой.

Любопытный факт: маршал Пилсудский, объединившись с Петлюрой против Советов, категорически отказался идти с войском на Донбасс. Сказал, "Киев-то мы возьмем, а дальше - сами, свят-свят". Петлюра не решился, в итоге - проиграл.

Донбасс был в центре внимания и после Второй мировой войны. Все те же потребности страны – металл и уголь - стояли первым номером на повестке дня в Москве. Тогда сюда эшелонами отправляли самых "правильных" комсомольцев.  География новых дончан: Харьков, Одесса, Беларусь, Владивосток, Мурманск, Курск. Все смешалось. В итоге вышла странная ситуация – абсолютно русскоговорящий Донецк и украиноговорящие села буквально в 10 километрах от него. Впрочем, людей это не смущало. Работали, жили, детей рожали.

На стыке 80-х, в период конца эпохи Брежнева, здесь простой шахтер зарабатывал минимум 400 рублей. Средний заработок инженера – 200 рублей.  Донецк был обласкан властью и зажиточен. Даже пытался конкурировать с Киевом в статусе главного города Украины.  Опять же победа в этом споре Киеву досталась  в первую очередь благодаря более удачному географическому положению. Тогда же родился миф о "городе миллиона роз". Нужно было поддержать чем-то дух дончан.  Оттенить, дать повод для гордости, создать эффект новой "советской Америки", где люди, попавшие сюда отовсюду, смогли объединиться в новое общественное формирование, базу национальностей и языковых барьеров. "Донбасс Арена" - новый символ города и региона -  появится уже в другую эпоху и при другой власти. Но слово "Донбасс" всегда было очевидным и своим.

И еще. Кажется, что должность секретаря СНБО – это, скорее, работа эффективного менеджера, а не доморощенного картографа. Позовите историков, пусть они порассуждают на тему, существовал ли исторически Донбасс или нет. Желательно, чтобы среди них был и эксперт с неподконтрольных территорий. Так, для объективности понимания.

И хотелось бы кроме всего прочего поинтересоваться. То ли сейчас время, чтобы поднимать подобные темы? Ведь любая дополнительная искорка, любое неосторожно сказанное слово-раздражитель может добавить огня в тот костер войны, который мы и без этого не можем затушить уже семь лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Живу в Донецке, работаю в Украине