Клип на песню "Шум", которую группа Go_A будет представлять на "Евровидении", неожиданно возмутил зоозащитников. Представители организации UAnimals обвинили артистов в эксплуатации редкой птицы, снятой в одном из кадров. Дескать, это краснокнижный вид "канюк степной", требующий особо бережного отношения и защиты, и нехорошо заставлять его страдать на потеху зрителям.
В ответ на обвинения Go_A рассказали историю птички и заявили, что никакого вреда ей не нанесли.
Так на чьей стороне правда? "КП" в Украине" пригласила в арбитры известного орнитолога, старшего научного сотрудника Института зоологии НАН Украины Анатолия Полуду.
Вот фотографы – это варвары
|
Канюк степной, он же курганник, был взят артистами из зверинца, куда из-за травмы попал еще птенцом. Съемки, по утверждению Go_A, длились всего минуту. Глядя в глаза солистке, птичка эффектно расправила крылья, чего от нее и ждали.
- Если птица попала в неволю с травмой, то в дикой природе она могла быть обречена, - говорит Анатолий Полуда. – Такой спасенный пернатый привык к людям и никак не мог испытывать страданий, если его ненадолго вынесли из вольера и посадили на руку артистке. Другое дело, когда хищных птиц используют уличные фотографы. Подолгу держат без пиши на жаре или холоде. Вот это настоящее издевательство.
По словам орнитолога, канюк степной действительно занесен в Красную книгу Украины в отличие от своего собрата – канюка обыкновенного. Но назвать курганника исчезающим видом нельзя. В последнее время популяция растет и даже расширяет ареал обитания с юго-запада на север. Таких птиц сейчас можно встретить в Черниговской и Житомирской областях.
Во многом это определяется тем, что канюк не представляет интереса для ловцов-браконьеров, поскольку для соколиной охоты не пригоден. Он питается мелкими грызунами, не брезгует падалью, а на своих сородичей птица не нападает.
В неволе бесполезны
Мы задались вопросом: легко ли купить канюка обыкновенного, а желательно редкого степного? В интернете нашли несколько объявлений о продаже "ястреба канюка" и птенцов из питомника. Цены указывались разные – от 2000 до 3500 гривен, но везде фигурировал один и тот же телефон.
На вопрос: "Вы продаете канюков?" - женщина на проводе ответила утвердительно. Но когда узнала, что с ней говорит журналист, заявила:
- Я думала, вы спрашиваете о хомяках.
Дала отбой и больше общаться не пожелала.
- Такой птицы, как "ястреб канюк", в природе не существует. Есть либо одна, либо другая, хотя обе из одной семьи ястребиных, - говорит Анатолий Полуда. – Если птиц рекламировали для охоты, то речь должна идти о ястребе, который охотится на птиц – диких голубей, ворон, перепелок.
Сородич ястреба – канюк - с практической точки зрения может представлять только декоративный интерес или служить "фотомоделью".
- Я не вижу смысла разводить канюков в неволе. Они могут привыкнуть к человеку, но будут к нему эмоционально безразличны. Если кто-то хочет завести птицу-друга, такую надо искать в семействе вороновых.
Охотников подвергают жесткой ломке
А вот ястребы и соколы действительно востребованы. Птичья охота – достаточно распространенное увлечение и за рубежом, и в Украине.
- Такая охота не ради пропитания, ради спортивного развлечения, - говорит орнитолог. – Но я против того, чтобы его популяризировали. Чтобы научить откликаться на команду, например, характерный свист и отдавать хозяину добычу, птицу жестко ломают – морят голодом, заставляют долго сидеть на руке.
Интересно, что хищная птица, выросшая в неволе и прошедшая через ломку, может приспособиться к жизни в дикой природе. Потому что она научена охоте и умеет искать добычу. Но в степь или в лес она не улетит – останется жить рядом с людьми, что увеличивает опасность гибели.
В советское время, когда военные самолеты часто поднимались в воздух, ястребов или соколов использовали на аэродромах для распугивания стай голубей и ворон.
На ястреба и сокола, говорит Анатолий Полуда, потенциальные жертвы реагируют по-разному, но в любом случае их боятся и предпочитают убраться восвояси. А вот если бы в стаю запустить канюка, который тоже является хищником, то никак бы не отреагировали. Птицы же понимают, что они – не мыши.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ