Упырь одалживал Мазепе деньги, а вовкулаки были маньяками: в какую нечисть верили украинцы полтора века назад

Мистика и связанные с ней необычные традиции были неотъемлемой частью жизни наших предков. Мы разбирались в деталях и искали истоки сложившихся в те годы суеверий.

Главная стоп-кадр из фильма «Вий»

Первоисточником для понимания темы вновь стала книга украинского историка и этнографа Николая Маркевича  "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян", выпущенная в одной из киевских типографий  в 1860 году. Образованный и продвинутый по тем временам автор, собравший уникальную библиотеку и большую часть свой жизни посвятивший научной деятельности, абсолютно серьезно приводил классификацию домовых, советовал, как вести себя с упырями и почему следовало опасаться русалок. Сегодня это выглядит удивительно, а тогда было естественной   частью жизни. Полистаем книгу вместе…

Домовой

Именно с домовых автор начинает свое повествование. По его версии, это явление, которое неизбежно связано с каждым человеком. Понятно, они живут в домах каждого из нас, не важно - съемное это жилье или собственное. Если родовое, то шанс иметь своего постоянного домового гораздо выше. Если нет - миритесь с тем, что есть на ваших квадратах. Они бывают добрые и злые. Имеют исключительное влияние на хозяйство. Их не только нельзя было ругать, но даже говорить о домовых после наступления темноты считалось дурным знаком. Если вдруг домовой невзлюбил хозяина или кого-то из членов его семьи, то начинал делать всевозможные пакости. Грохотать ночью на чердаке, беспокоить младенцев в колыбели, пугать детей и взрослых, не давал семейству спать. Главная фишка домового в таком случае - застоявшийся несвежий воздух. Он умудрялся создавать ощущение затхлости даже при открытых окнах. Впрочем, как только петух пропоет свою первую песню, чары домового моментально растворяются.

Считалось, что домовые бывали разными: одни жили в винокурнях, другие - в развалинах, третьи - в неосвященных домах. Но больше всего "проказили" конюшенные и мельничные домовые. Конюшенные запутывали лошадям гриву и, бывало, ездили на них по ночам. Автор книги предупреждал: если вдруг утром ваш конь в стойле оказался в поту, это означало, что ночью с ним "забавился" домовой. И советовал - чтобы защитить конюшню от нечисти, держите рядом белого козла - врага домовых.

Куда опаснее мельничные. Они все время шумят, бросают камни из окон и в окна …Но самое страшное - по ночам к ним в гости приходят домовые со всей округи.

Настоящий подарок судьбы для любого хозяина - это добрый домовой. "Это сокровище, находка, клад! Он кормит и лелеет хозяйских лошадей, он любуется хозяйской дочерью, он зазывает к ней женихов. А самому хозяину беспричинно и постоянно поступают деньги".

Есть в книге и описание настоящего домового. Обычно он покрыт влажной шерстью, любит принимать образ человека и чаще всего является в виде трубочиста. Так было в XIX веке, интересно, в кого переоблачаются домовые в наши дни?  

Мазепа По одной из версий, чтобы стать гетманом, Иван Мазепа взял деньги в долг у упыря Википедия

Упырь

Это дело другое. В отличие от домовых он всегда зол, мрачен и скуп. Рождаются упыри от черта и ведьмы или от ведьмы и вовкулака. Самое страшное в этом виде нечисти - то, что упырь постоянно находится в образе человека.

Николай Маркевич поделился легендой, которая передавалась в его роду из поколения в поколение. В 1687 году его пращур Иван Мазепа  становится гетманом. Якобы для получения этой должности он дает солидную взятку князю Василию Голицыну, "смотрящему" на украинских землях. Историки до сих пор не определись, был ли факт этого мздоимства или нет, а вот Маркевич в этом не сомневается. По его словам, без нечистой силы здесь не обошлось. Гетманом должен был стать совсем другой человек. Упырь, имя которого Маркевич не называет. "Он был очень богат и еще более скуп. Его хотели сделать гетманом, и князь Голицын потребовал взятку. Упырь взятку не дал. Мой прадедушка, Иван Степанович Мазепа, был человеком смышленым. Он любил деньги, но знал, как ими распорядиться. Он занял у упыря нужную сумму и стал гетманом". А вот о чем Маркевич в своих воспоминаниях сожалеет, так это о том, что Мазепа в итоге долг отдал.

Вообще к этому загадочному персонажу у Маркевича абсолютно негативное отношение, упырь все же. И пост нарушал, и девок крепостных в постель таскал, и устраивал карнавалы с переодеваниями в несвойственные человеку костюмы. Финал истории предсказуем - упырь умер, был погребен в Троицком храме Чернигова, а потом начал появляться по ночам в экипажах с гуляками на улицах ночного города. Закончилась история, как и положено. Гробницу вскрыли, упыря пригвоздили осиновым колом и забыли. Был ли это случай на самом деле или это всего лишь богатое воображение автора - большой вопрос.

И финальная страшилка от Маркевича "Упыри не гниют в гробах, они по ночам выходят и высасывают кровь у спящих, засасывая их до смерти".

Вовкулака

Немного потерявшийся персонаж в современной мистической истории. Однако в свое время он был не менее страшен, чем упырь. Кстати, схожие образы описывает и скандинавская мифология. По преданиям, эта нечисть днем представлялась обычным человеком, а по ночам превращалась в волка и бегала по лесам. Главное предназначение вовкулака - встретить в лесу ведьму и сделать так, чтобы после этого родился упырь.

Николай Маркевич более 30 лет изучал этнографичесике и исторические особенности Украины Википедия 

Русалки

Ночью при Луне они нагими выходят из озер, рек и даже маленьких ручьев. Сливаются с травой, кустарником, деревьями. Их цель - дождаться девушек, идущих на заре за водой. Увидев девушку, русалка спрашивает у нее: "Полынь или петрушка?" Если та скажет "полынь", русалка сразу убежит. Если "петрушка" - защекочет до смерти и затянет в водоем.

Внешний вид настоящей русалки, по версии автора, весьма привлекателен: "Они бледны, но черты лица восхитительны. Стать волшебная, косы ниже колен".

Ведьма

Демон, которого наши предки боялись даже больше, чем упырей. Главный признак  ведьмы - это хвост (кто бы мог подумать?). Именно поэтому настоящая ведьма ходит в длинной рубахе и с распущенными длинными волосами.

Кстати, ведьмы традиционно собираются в Киеве на Лысой горе, будьте осторожны 😊  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ   

Премия Леси Украинки досталась магическим существам и басням Эзопа