В Фейсбуке есть группа, посвященная Олегу Антонову и его самолетам. Очень активная группа, где ежедневно фиксируются полеты лайнеров с гордой (на самом деле гордой, это не для красного словца сказано) аббревиатурой "Ан". Подписчиков - тысячи, преданность и любовь к основателю торговой марки и "антоновской школы" безграничная. Что обязывает еще раз вспомнить пиковые, неожиданные и ключевые моменты из жизни этого уникального человека. Тем более, вспомнить есть что.
Скрывал свое происхождение
Особенности хаосного революционного времени первой четверти XX века были вовсе не в пользу худосочного паренька с тонкими чертами лица, длинными пальцами и бледной, почти прозрачной кожей. Дворянин, потомственный. Его прадед Дмитрий Антонов - действительный статский советник, чиновник по особым поручениям, главноуправляющий казенными металлургическими заводами Урала. Дед, Константин Антонов, возводил мосты по всей Российской империи. Не менее прославился в качестве инженера и архитектора отец будущего авиаконструктора Константин Константинович Антонов.
Шальное время отрочества застало Олега Антонова на переломе эпох и в самый жесткий момент ломки прежних ценностей. Он смог перестроиться и, обучаясь на путейском факультете Саратовского университета, а потом на машиностроительном факультете Ленинградского политеха, скрывал свое дворянское происхождение. Одного из лучших студентов как могли обхаживали преподаватели, предрекая ему большое будущее. К счастью, в НКВД или не заметили, или не захотели заметить "преступное" родовое прошлое перспективного инженера.
Но что осталось на всю жизнь. На французском он писал и говорил, как на русском, чуть хуже владел английским, бегло изъяснялся по-немецки. А еще виртуозно владел кистью. Его живопись вызывали восхищение даже у профессионалов. Из-под кисти конструктора Антонова вышло 64 картины, большей частью пейзажи и натюрморты.
|
Одноразовые планеры и летающие танки
Антонов, наверное, единственный человек, получивший медаль "Партизанской славы", при этом ни разу не оказавшись за линией фронта в годы Второй мировой войны. Дело в том, что его жизненный путь как состоявшегося конструктора начался именно в эти годы. Баловство с планерами в Тушино переросло в конкретную государственную задачу - создать бесшумную машину, способную доставлять группы диверсантов в тыл врага. Так появился "А-7", 10-метровый планер с размахом крыльев в 18 метров. Кроме пилота он мог взять на борт еще 6 человек с экипировкой и небольшим грузом. При проведении точечных операций этого было достаточно. Примечательно, но эти машины, садившиеся в поле по ориентировке горящих в определенной форме костров, на этих же кострах и сжигались. Так появился термин "одноразовый планер". Всего за годы войны их было выпущено около 600 экземпляров.
|
Второй проект "антоновцев" в те годы был не менее креативным - "Летающий танк". По задумке конструкторов, к легкому Т-60 крепились крылья, его буксировал мощный самолет, в месте посадки танк переводился в режим самостоятельного планирования и, приземлившись и избавившись от крыльев, вступал в бой. Этот проект хоть и прошел полевые испытания, так и не был реализован. Т-60 по ходу войны стали не конкурентоспособными, а более тяжелый танк крылья просто бы не выдержали.
|
Предложения, от которых не отказываются
Антонов благодаря своему таланту стал бы символом авиации в любом месте, где бы он ни оказался. Но в Киеве Олег Константинович получил те условия, благодаря которым этот самый талант раскрылся по максимуму. Хотя сначала все шло со скрипом…
"Хозяин Украины" Никита Хрущев увидел Ан-2, первый экземпляр которого поднялся в воздух в Новосибирске, еще в 1947 году, впечатлился настолько, что сделал все, чтобы эти машины производились в Киеве. Будущее название самолета "кукурузник" связывали именно с желанием Никиты Сергеевича обрабатывать плантации этим самолетом. Но переезд КБ Антонова затягивался и произошел только в 1952 году. Почему? Сам Олег Антонов чувствовал себя в Новосибирске комфортно. Была база, были ученики, был опытный завод, полигоны для испытаний. Переехать на новое и необжитое место? Зачем? Однако Хрущев нашел нужные слова как в кремлевских кабинетах, так и в личном общении с Антоновым. Кстати, для Олега Константиновича, переболевшего туберкулезом, переезд на территорию с более мягким климатом был необходим. А еще ему обещали здесь полную свободу творчества и приличное финансирование. Антонов согласился и остался в Киеве навсегда.
"Большая Анна" чуть не стоила конструктору карьеры
В 1955 году руководство страны предложило ведущим КБ поставить в план создание универсального самолета, который можно было бы использовать как в качестве грузового, так и пассажирского. Ставились жесткие требования, новая машина должна садиться на маломерных взлетных площадках. Полноценные взлетки тогда только строились. Первым отказался от проекта Ильюшин. "Универсальный самолет - это все равно что утка, - передают его слова современники. - Все умеет: ходить, плавать, летать, и все умеет плохо. Такой самолет я делать не буду".
Антонов согласился включиться в проект, тем более он знал, какой самолет брать за основу - отлично зарекомендовавший себя Ан-8. Новая машина была создана всего за 15 месяцев. Ан-10 (получивший в народе прозвище "Большая Анна") сразу же раскритиковали. "Слишком толстая", специалисты намекали на чрезмерную ширину корпуса самолета. Якобы вопрос снова закрыл Никита Хрущев. Осмотрев лайнер, он сказал: "Я тоже пузатый, и, по-вашему, я тоже некрасивый?"
Ан-10 дали "зеленый" свет. Машину взяли в обойму "Аэрофлота", вывели на регулярные рейсы, и первое время она показывала себя великолепно. А потом началась черная полоса. Сначала из-за обледенения стабилизаторов в районе Львова разбились две машины. К 1 апреля 1971 года по всему СССР - еще 6. А 18 мая 1972 года на подлете к Харькову в воздухе развалился самолет, в котором были 122 человека: делегация пионеров из ГДР, пародист Виктор Чистяков и 5 артистов из оркестра Льва Лещенко. На этом борту планировали лететь Лев Лещенко и Евгений Петросян. Изменили планы в последний момент. Повезло. А еще среди погибших оказалась Нина Александрова - "золотое перо" "Комсомольской правды" середины 50-х годов, а впоследствии спецкор "Известий".
Скандал был жуткий. Прокуратура искала виновного в окружении Антонова. Конструктор твердил: во всем виноват только он. Очевидцы вспоминают: в эти дни его лицо стало черным, а волосы накрыл снег седины. Он был готов снять с себя обязанности генерального и признавал, что не рассчитали прочность конструкции, использования машин без отдыха, дополнительной профилактики и качества взлетных полос в среднем по стране. После того как в защиту Антонова встал председатель Верховного Совета СССР Подгорный, прокуратура закрыла дело. Правда, "Большую Анну" вывели из эксплуатации. Для Антонова это было большим ударом, но он нашел в себе силы идти дальше.
|
Мысли конструктора
5 высказываний Антонова: пусть генеральные конструкторы не очень гордятся собой
- Почему у ваших самолётов крылья сверху? - А где вы видели птицу с крыльями снизу?
- Красиво лишь то, что функционально. Если у женщины широкие бедра и пышная грудь, значит, она сможет родить и выкормить здорового ребенка.
- Откровенно говоря, я все делаю очень медленно, но без перерывов, и потому всегда успеваю.
- Культурный человек обязан относиться к своему телу - источнику энергии и вместилищу разума - с такой же любовью, с какой хороший механик относится к своему механизму. Машина любит уход, смазку и ласку! Что говорить тогда о таком сложном механизме, как тело человека!
- Сам, то есть один, я не смог бы разработать не то что самолет, даже стиральную машину. Если бы все люди, причастные к изготовлению самолета, пожелали расписаться на обшивке "Антея", то им бы места точно не хватило. Так что генеральные конструкторы пусть не очень гордятся собой.
|
СПРАВКА
Олег АНТОНОВ
Родился 7 февраля 1906 года в Подольском уезде Московской губернии Российской империи.
Умер 4 апреля 1984 года в Киеве.
Доктор технических наук, академик АН СССР, профессор.
Создал: планеры – "Голубь", "Рот Фронт-1", "Рот Фронт-2", "Рот Фронт-3", "Рот Фронт-4", А-11, А-13, А-15;
транспортные самолеты - Ан-8, Ан-12, Ан-26, Ан-22 "Антей", Ан-32, Ан-72, Ан-124 "Руслан", Ан-74;
многоцелевые самолеты - Ан-2, Ан-14 "Пчелка", Ан-30, Ан-28, Ан-3;
пассажирские самолеты - АИР-19, Ан-10 и Ан-24.
Семейная жизнь. Был трижды женат.
Первая жена - планероконструктор Елена Кочеткова, сын Ролан.
Вторая жена - первая женщина-авиаконструктор в СССР Елизавета Шахатуни, дочь Анна.
Третья жена - инженер-программист Эльвира Антонова, дети Андрей и дочь Елена.
У всех детей, кроме младшей дочери Елены, в имени обязательно присутствовал слог "ан".
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ