Украинские продукты в Донецке: контрабанда и ввоз из… России

Купить здесь еду, произведенную на мирных территориях, можно, хотя ее становится все меньше и, возможно, скоро не останется совсем.

Фейсбук

Наш коллега прогулялся по магазинам и рынкам Донецка в поисках товаров со штрихкодом, начинающимся на 482 (Украина), и поделился увиденным.

Продукты, которые "продукты"

Что сразу бросается в глаза - продуктовых магазинов много. И супермаркеты, и небольшие, размером с ларек. За шесть лет выжили сильнейшие, бывало, вывески и ассортимент торговых точек мог меняться по несколько раз в неделю.

- У нас на углу по бульвару Шевченко был магазинчик. Сначала продуктовый, потом из разряда "тысяча мелочей", потом опять продуктовый, сейчас это "наливайка" на три столика. А до войны вообще было отделение банка, - говорит житель Калининского района Алексей. - По городу часто видел: вроде мини-маркет, наутро уже вывеска "товары для охоты и рыбалки", еще через неделю - комиссионка… Было бы весело, если бы не было так грустно.

Ассортимент в продуктовых магазинах большой, есть из чего выбирать, но… Как только начинаешь перебирать продукты, понимаешь, что выбор-то невелик. Причина - многочисленные "продукты". "Сырный продукт", "шоколадный продукт", "молочный продукт", "кефирный продукт". Помнится, в 2015 году, когда Россия начала завозить сие в Донбасс, дончане недоумевали - что это? Почему не "сыр, "шоколад", "молоко" и "кефир"?

Заглянули в интернет и почесали в затылке. Оказалось, что, например, в "сырном продукте" вместо сливок используется растительный жир. Пальмовое масло по-простому. И его, этого масла, может быть больше половины в этом "продукте", как и в шоколадном, кефирном и прочих суррогатах.

- У украинских продуктов ГОСТы жестче и такое количество пальмового масла не допускается. Поэтому до карантина, несмотря на блокаду и прочие неприятности, очень много дончан искали именно украинскую еду. Из-под полы на рынке продавали украинские сыры, например. Контрабандой или каким-то другим способом к нам попадала кондитерка и бакалея. Правдами и неправдами сюда везли мясо и колбасы, хотя на блокпостах так называемой "ДНР" висело суровое предупреждение, что свинину и мясопродукты "из Украины" завозить нельзя "по причине свиного гриппа". Да-да, пять лет подряд… - вспоминает Алла Николаевна, жительница Донецка. - Да что там, мы кофе искали в украинском расфасовке! Уж не знаю, что можно сделать с кофе, но в российской упаковке это была жуткая гадость, а с нашими реквизитами - еще ничего, можно было пить.

Киевский маргарин беззастенчиво продается во всех магазинах. Фото: Фейсбук

От былой славы не осталось и следа

Заходим в магазин, осматриваем витрины. Россия, Беларусь, опять Россия - действительно, каких еще поставщиков мы ожидали тут увидеть? Ах да, есть же еще местные предприятия, "экспроприированные" у законных владельцев.  Бывшая кондитерская фабрика "Конти" называется "Донко", бывшая АВК теперь "Лаконд", завод замороженных продуктов "Геркулес" так и остался, вместе с хладокомбинатом "Винтер"… Свою продукцию они выпускают под знаком "ДНР".

- Мне знакомые с завода говорили, что у нас коров столько нет, сколько они делают молочной продукции! Все молоко - порошковое. Стараемся не брать. Лучше уж переплатить немного и взять на разлив Старобешевское, например, из цистерны. Там хоть жирность какая-то чувствуется. А наше молоко "бледное", иногда безвкусное, - делится Алла Николаевна.

Вкуса украинской молочки в Донецке не помнят. Впрочем, как и украинского шоколада, хлеба, консервов, овощей и фруктов… Но крохотные оставшиеся ниточки связи еще не оборваны до конца.

- Видите сахар, расфасованный в пакеты с нашей магазинной торговой маркой? - тихонько кивает головой продавец одного из супермаркетов в Ворошиловском районе. - Сахар из Украины. Не спрашивайте, сколько хозяин заплатил, чтобы фуру сюда провезти. Дораспродаем остатки и все, больше не будет оттуда завозить, очень дорого.

По словам продавца, такая же судьба и у некоторых круп. Вспоминает, что однажды продавали украинские яблоки под видом местных. Почему так и зачем - не знает и говорит, что знать не хочет.

- Мы вообще тут вопросов не задаем, наше дело - товар отвесить.

Исподтишка поглядываем, что берут дончане для своего стола. Как и последние несколько лет, из молочной продукции предпочитают белорусскую, хотя и морщатся - от былой славы не осталось и следа. Вкус уже не тот. Берут молоко и сметану, а вот масло дороговато, под 200 рублей (около 100 гривен) за стандартную пачку. Обходятся другими производителями, подешевле, где на упаковке честно упоминается пальмовое масло (ой, растительный жир).

Мясо - в основном курятина. Это если в магазинах. На рынке могут взять немного свинины. Баранина, крольчатина, телятина - для состоятельных гурманов, хотя дончане жалуются: с телятиной их частенько обманывают продавцы, подсовывая мясо взрослого животного по цене парного теленка.

- Самые дешевые - это куриные лапки, шеи, спинки, потроха, их чаще других покупают, - говорит Алексей. - Сейчас все дорожает, даже не знаю, как народ выкручиваться будет.

В ряду напитков нам подмигивает знакомой оберткой "Наш сок" - белый, одесского происхождения. Рядом скромно стоит литровая бутылка "Черниговского" пива, еще по направлению взгляда - полуторалитровая бутылка "Моршинской" воды. Стоят они подороже своих "коллег", ибо завезены… откуда? Из России. На этикетках - адрес импортера в РФ.

- Интересная арифметика получается, - бормочет Алексей. - Закупить в Украине, привезти в Россию, оттуда - к нам… Это ж какие наценки! Это ж сколько оно к нам едет! Пиво я иногда беру. Дорого, конечно, но раз в полгода можно.

Любимую еще с довоенных времен водичку найти можно, а вот "Артемовское" шампанское – нет. Фото: Фейсбук

Своим - с двойным наваром

Мы выискиваем в донецком магазине продукты украинского производства. И нам удается! Находим томатную пасту "Генічанка" (из Геническа, соответственно) и кетчуп "Торчин" родом с Волыни. Невелик "улов", но все же…

Смотрим исходные данные производителя. Видим российского импортера. Грустно… Цена за упаковку - 50 рублей (18 грн по курсу). Звоним приятелям в Днепр, просим узнать у них цену на такой кетчуп. Перезванивают. 13 гривен.

- Это в рознице, - с пониманием вздыхаем мы. - На закупке - гривен 8 от силы. Навар неплохой, двойной.

Смотрим даты. Да, как мы и предполагали, некоторые украинские продукты в Донецк завезены еще в докарантинные времена, благо срок годности позволяет - они могут храниться год, два… Но если на рынке мы можем еще наткнуться на "контрабас", привезенный с подконтрольной территории в чемодане или спортивной сумке и выставленный на продажу, то магазины предпочитают все-таки работать с официальными поставщиками. Если, конечно, можно говорить о чем-то официальном в неподконтрольном Донбассе.

То есть получается интересная вещь. Вместо того, чтобы дать отмашку и открыть блокпосты (мы же понимаем, что "ДНР" способна на какие-то движения только после соизволения северного соседа), Россия закупает товар в Украине и привозит его на продажу… опять же в Украину, ведь Донецк и Луганск - это часть Украины, как бы ни пытались доказать обратное.

Продает - да еще с каким наваром. И кому? Людям, которых ежедневно убеждают, что они вот-вот уже почти Россия.

- Да, в 2015-м была блокада этой территории со стороны добровольческих украинских батальонов. Не знаю, сидят ли они сейчас в своей блокаде, но тогда они не пропускали товары сюда, продукты, гуманитарную помощь. Конечно, ситуация была абсолютно шизофреническая: с одной стороны - боевые действия, взаимные обстрелы, с другой - взаимная же торговля. Вечером обстрелы - утром народ на море ехал отдыхать… Так вот, когда сюда, в Донецк, приезжали оптовые партии товаров, мы знали: о, украинское! Значит, куплено официально, налоги уплачены (в том числе и военный сбор), в бюджет денежка пошла… Блокада добробатами все это перекрыла. И Россия под флагом миротворца начала "спасать" дончан и луганчан "от голода". Качество продуктов из РФ, мягко говоря, было среднее, но уж какое было… Хотя мне кажется, Украина могла решить этот вопрос, но власти были безвольные или не собирались ничего решать, - вспоминает очевидец тех событий житель Макеевки Андрей Смирнов. - Сейчас местный бизнес везет сюда все из России, из Беларуси, из Казахстана, помню, куриные яйца были… Мы "серая зона", на которой можно заработать.

Этикетки на украинском языке никого особо не смущают. Фото: Фейсбук

"Лагидный" и все тут

На центральном рынке товаров родом из Украины мы в этот раз нашли мало: маргарин и томатную пасту. Продавцы говорят: отличное качество, берите, не пожалеете. Бросаем взгляд на кондитерский отдел - есть сладости местного производства, есть российского. Украинских нет. Сыры из-под прилавка тоже не предлагают.

В бакалее находим запылившуюся банку консервированного щавеля марки "Їжачок". Неужели? А нет, произведено в Харцызске (неподконтрольная территория). Как за такую торговую марку производителю местные, прости господи, власти еще голову не оторвали?..

Рядом нас удивляет кетчуп "Лагидный" местного разлива. Именно так, русскими буквами. Продавец перехватывает наш недоуменно-веселый взгляд и тоже ухмыляется.

- Где-то в центре магазин есть, он назывался "Зупинка" до прошлого или позапрошлого года. Прямо так на вывеске и было написано, - дружески сообщает он. - Ну а тут "Лагидный" кетчуп. Хороший, берите.

А вот как сюда добралась томатная паста из Херсонской области никто толком сказать не может. Фото: Фейсбук

Взяли, как не взять.

Долго крутили в руках сушки местного хлебобулочного комбината. Адрес на упаковке: Украина, город Донецк. Вы бессмертные, что ли, или мы чего-то не знаем? Похоже, не знаем, потому что уже держим в руках сливочное масло с тем же адресом "прописки". Удивляемся, потом одергиваем себя: Донецк - это Украина, чему тут удивляться… 

Покупателей на рынке немного, часть торговых мест закрыты ролетами с утра. Некоторые украшены надписью "Аренда, продажа". Покупатели видят это и хмурятся. Слово "аренда", которое можно увидеть чуть ли не на каждом фасаде на главной донецкой улице Артема, это уже символ. Плохой символ. Что уехали и бросили, что вряд ли вернутся…

Где нас поджидают украинские товары, так это в аптеках. Защитные маски, вата и бинт, некоторые лекарства - все это имеет украинскую прописку и свободно продается в Донецке. За полчаса, которые мы провели в помещении аптеки, ни один человек возрастом 65+ не пожаловался на то, что не может прочитать аннотацию к препарату на "мове". А ведь когда-то, семь лет назад, это был аргумент против украинского языка - дескать, старикам трудно разобраться в инструкциях к микстурам на государственном языке.

Наверное, не так уж это было и трудно…

Ассортимент для сладкоежек на прилавках приличный, хоть и однообразный. Фото: Фейсбук

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Два раза в неделю по спискам: как приехать и уехать из Донецка