Законопроект про референдум: от узурпации власти до выгоды страны-агрессора

Эксперты нашли как минимум десять рисков в предложенном механизме "народовластия".

mohamed Hassan с сайта Pixabay

Уже 26 января народные депутаты планируют принять во втором чтении президентский законопроект "О народовластии через всеукраинский референдум". "КП в Украине" изучила, как и по каким вопросам Владимир Зеленский предлагает проводить референдум и какие угрозы в законопроекте и механизмах его реализации видят эксперты.

4 вида референдумов и 4 запрещенные темы вопросов

Законопроектом Зеленского предусматривается возможность проведения четырёх видов всеукраинского референдума.
Первый – инициирует президент своим указом. Может поднимать темы внесения изменений в разделы І (основные положения), ІІІ (выборы, референдум), XIII (правосудие) Конституции Украины.

Второй – по инициативе парламента. Депутаты (простым большинством в 226 голосов) могут поднять вопросы изменения территории Украины.

Третий/четвертый -  по народной инициативе, но их объявляет президент. Граждане Украины вправе выносить на референдум "вопросы общегосударственного уровня" или же относительно прекращения действия закона Украины, отдельного его положения.

Законопроект запрещает проводить референдум относительно вопросов налогообложения. Не могут быть предметом референдума законопроекты о налогах, бюджете и амнистии. Под запретом референдумы, на который выносятся вопросы, противоречащие Конституции или "направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности страны, создание угрозы национальной безопасности, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды".

Один референдум – один вопрос. Пересматривать решение референдума можно не раньше, чем через три года. Причем организация процесса "народовластия" довольно сложная (См. Вопрос ребром).

Топ-10 главных рисков законопроекта

Недавно по инициативе Института будущего была проведена экспертная дискуссия, во время которой специалисты в сфере избирательных технологий озвучили главные риски президентского законопроекта, а также объективных и субъективных механизмов его реализации. Озвучим самые главные риски.

1. Раскол общества

С одной стороны граждане Украины имеют возможность получить гарантированное Конституцией право на народовластие, а с другой стороны – политиканы могут использовать документ для своих игр. К примеру, актуализации тем, которые разъединяют общество, и таким образом дестабилизировать внутреннее политическую ситуацию в стране. В итоге референдум по "горячей" теме не проведут, но общество "подогреют" хорошенько.

2. Отмена важных законопроектов

Как только закон про референдум начнет действовать, отдельные политические силы захотят отметить важные и резонансные законы. К примеру, закон о рынке земли, о декоммунизации, "языковой". И большинство граждан проголосуют, руководствуясь не объективными аргументами, а эмоциями после просмотра очередного политического ток-шоу с громкими спекулятивными заявлениями политиков. 

3. Политизация органов, которые должны выступать предохранителями законности референдума

Многое зависит от Конституционного суда.  Он будет оценивать конституционность вопросов, которые вынесут на референдум. А на сегодня, как отмечают эксперты, КСУ стал не просто заложником, а активной стороной в политической борьбе. Отдельные политически силы захотят/смогут использовать Суд либо для "освящения" тематики референдума, либо провалить его проведение. 

Дополнительные полномочия получает ЦИК, от которой зависит признание итогов голосования (насколько волеизъявление было честным и по закону). И на это финальное решение ЦИК теоретически могут влиять партии, по квоте которой избран член Комиссии.

Бездеятельность ЦИК оспаривается в Окружных админсудах и скорее всего, это будет Окружной админсуд Киева, к которому предъявляют много претензий относительно политизированности, несамостоятельности принятии решений.

4. Электронное голосование

Норма об электронном голосовании звучит прогрессивно, но как ее реализовать, чтобы получит объективные итоги? Технический момент – как обезопасить систему от кибератак? Политические - несколько миллионов граждан Украины находятся на территории страны-агрессора. Запретить им принимать участие в референдума через электронный избирательный участок нельзя, поскольку все равны перед законом, всем гарантируется право избирать и быть избранными. Но где гарантии, что на решение таких граждан не повлияют внешние факторы.

5. Проблемы с явкой

Референдум считается состоявшимся, когда в нем приняли участие 50%+1 избиратель. Учитывая явку на последних парламентских выборах (49,84%) и местных (в среднем около 30-35%), есть риск, что референдум может провалиться по причине низкой явки. Политики прекрасно осведомлены в технологиях понижения явки, и при необходимости воспользуются ими.  Сорванный референдум - минус около 2 миллиардов гривен из госбюджета. Именно во столько эксперты оценивают один цикл всенародного голосования.

6. Нюансы со сбором и проверкой подписей

Как мы уже сказали, для референдума, необходимо собрать 3 миллиона "мокрых" подписей за 90 дней. Это очень много! Такой сбор смогут позволить себе только состоятельные политические силы на коммерческой основе или подключив админресурс. Честно собрать такое количество подписей – нереально. Эксперты предлагают народным депутатам снизить количество необходимых подписей до миллиона и проводить их сбор через отделения Госреестра избирателей.

Не менее важный момент касается проверки подлинности собранных подписей. ЦИКу на это отводится 14 дней, что по словам экспертов, очень мало. К тому же, отсутствует действенный механизм проверки.

7. Несбалансированные избирательные комиссии

Первоочередное право стать членом избирательной комиссии предоставляется представителям инициативной группы, парламентских фракций, а уже потом по жребию сторонникам и оппонентам референдума. Есть вероятность, что будет больше сторонников "за" референдум, которые могут если не подтасовывать итоги, то закрывать глаза на нарушения в день голосования, подсчете голосов.

8. Агитация и деньги на нее

Разный старт агитации для сторонников и оппонентов референдума. Первые начинают косвенно агитировать за референдум, когда собирают подписи, вторые – могут вести контрагитацию только после соответствующей регистрации, то есть значительно позже.

Референдумы, независимо от субъекта инициирования, проводятся за счет госбюджета. Но инициативной группе, партии, общественной организации будет предоставлено право сформировать собственные фонды подготовки и проведения референдума – не более 20 тысяч "минималок", что равно примерно около 130 млн. грн. Эти деньги пойдут на агитацию и контрагитацию всенародного опроса. Далеко не у всех найдутся такие средства. Выходит, инициация референдума – удел богатых.

9 . Интересы страны-агрессора

Новым законом в своих интересах может воспользоваться страна-агрессор, чтобы через подконтрольные политические силы и политиков навязывать посредством референдума свою политическую повестку дня.

10. Узурпация власти

Да, такое мнение тоже звучит. В ряде постсоветских стран (Россия, Белоруссия, Казахстан) референдумы использовались для узурпации власти, перекоса демократических балансов в одну сторону. При желании, красиво сформулировав вопрос, через референдум можно провести законодательные изменения относительно полномочий главы государства (парламента), продлении сроков пребывания в должности.

ВОПРОС РЕБРОМ

Как проводят референдум

Что касается непосредственно "народного референдума", то процедура его организации достаточно сложная. Сначала должно пройти собрание небезразличных граждан, на которых присутствуют не менее 300 избирателей. Они формируют вопрос референдума и выбирают инициативную группу (не менее 60 избирателей). Затем начинается сбор подписей в поддержку проведения референдума. Нужно 3 миллиона подписей, собранных в 2/3 регионов страны и не менее чем по 100 тысяч подписей в одной области. Ноу-хау документа: допускается и сбор электронных подписей, но конкретно не предусмотрена процедура.

Когда подписи собраны, проверены ЦИК, президент издает указ о проведении референдума. Он назначается в последнее воскресенье 60-дневного периода со дня подписания указа.

Важный момент. Последнее слово в проведении референдума за Конституционным судом, который проводит экспертизу, не противоречит ли тематика, вынесенная на голосование положениям Основного закона страны. Если противоречит – референдум отменяется.

Голосовать на референдуме можно как классическим способом, на избирательном участке, так и онлайн посредством ЭЦП.

Что касается имплементации итогов референдума, то только голосование по вопросам "общегосударственного уровня" требует дополнительного утверждения Верховной Радой, итоги остальных референдумов вступают в силу автоматически (если, конечно, ЦИК не увидит нарушений избирательного права или бездеятельности ЦИК не будет успешна обжалована в админсудах).

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Когда в 2019 году Владимир Зеленский баллотировался на пост президента, то обещал предоставить каждому совершеннолетнему гражданину страны право влиять не только на формирование властной вертикали (избирать президента, Верховную Раду, местные советы), но и на принятие других важных решений, допустим менять законодательство. Но для этого нужен был законопроект про референдум.

С соответствующей инициативой уже президент Владимир Зеленский обратился к Верховной Раде 5 июня 2020 года, аккурат после того, как отметил первую годовщину работы в кресле главы государства. Парламент не стал медлить с рассмотрением законопроекта в первом чтении. 18 июня народные депутаты его приняли. Затем появился "срочный вывод" Венецинской комиссии с длинным списком советов, что и как нужно изменить в законопроекте.

И вот мы приближаемся к завершающей стадии эпопеи. Согласно проекту повестки дня Верховной Рады на следующую пленарную неделю, уже во вторник, , депутаты намерены принять во втором чтении законопроект про референдум.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сокращение Верховной Рады: мандат подорожает, олигархи порадуются