Хаос, неадекватность и проблемы экономики: 6 особенностей украинских локдаунов

Эксперты сравнивают отечественный карантин с японским самураем, у которого тоже нет цели, а есть только путь.

Победить коронавирус в 2021 году не удастся. Такое заявление сделали на днях в ВОЗ, хотя и уточнили, что эпидемиологическая ситуация в мире станет более управляемой и предсказуемой.

Судя по последним украинским новостям, наши власти не против этого, а даже обеими руками "за": и за карантины, и за локдауны, и за "ручное управление" ими. 18 января украинский премьер Денис Шмыгаль заявил, что карантин в Украине, действующий сейчас до 28 февраля, будет продлен минимум на месяц.

"Я уверен, что карантин очень долго продлится в этом году. А вот каким именно он будет, это уже другой вопрос", - сказал Шмыгаль.

Между тем, исходя из того, какими были прошлые украинские карантины, предсказать, какими будут следующие, совсем нетрудно. Если ничего не поменять в подходах, то они так и останутся нелепыми, абсурдными и никем не соблюдаемыми.

"КП" в Украине" систематизировала информацию за коронавирусный год и сформулировала основные черты украинского локдауна, половина из которых являются сугубо национальными.

1. Переход на удаленку

Еще в мае мы писали, что карантин навсегда изменил рынок труда, и весь мир по возможности перешел на удаленку. Как известно, если не можешь изменить ситуацию, нужно изменить отношение к ней, и эксперты рынка с энтузиазмом взялись за дело, находя все новые и новые плюсы в дистанционной работе – от экономии на аренде помещений для бизнесов до экономии времени за счет отсутствия дороги на работу и обратно для рядовых сотрудников.

Однако совсем скоро многие поняли, что с удаленкой что-то пошло не так, и радужные перспективы дистанционной работы начали меркнуть на глазах. Малоподвижность, ожирение, падение эффективности работы, дефицит общения – со всем этим многие украинцы столкнулись лицом к лицу. Добавьте сюда падение зарплат, рост безработицы, закрытие бизнесов, и вы поймете, почему многим новая реальность с каждым днем нравится все меньше и меньше. Но – хотим мы того или нет - удаленная работа прочно вошла в нашу жизнь и уходить из нее пока не собирается.

2. Пауза для сферы услуг

Глядя на то, что сегодня происходит с туристической отраслью, даже не верится, что еще год назад она считалась одной из самых перспективных сфер по всему миру. Люди становились мобильнее, перелеты – дешевле, сервисы по бронированию жилья – привычнее и доступнее. Отели в туристических городах росли как грибы после дождя, рынок посуточной аренды квартир развивался, и даже для небогатых украинцев слова "слетать куда-то на выходные" перестали быть фразой из параллельной реальности.

Сегодня все это осталось в далеком прошлом, и туристическая отрасль вместе со сферой услуг в целом переживают худшие времена за последние годы. Кафе и рестораны, турфирмы и отели, химчистки и непродуктовые магазины - представители этих и многих других бизнесов почти год терпят огромные убытки во всем мире, и тут мы идем "в ногу" со всей планетой.

3. Уход покупателей в онлайн

Еще один мировой тренд – уход покупок в онлайн, и Украина тоже в тренде. Аналитическая служба OLX сравнила активность пользователей с 9 декабря 2020-го (когда было объявлено о дате январского локдауна) по 13 января 2021-го с аналогичным периодом прошлого года и пришла к выводу: число онлайн-заказов в популярных категориях выросло почти в полтора раза.

- Рост количества онлайн-покупок преимущественно связан с объявлением и началом январского локдауна, - прокомментировал ситуацию директор департамента клиентского сервиса OLX в Украине и Центральной Азии Игорь Сыроватко. - Из-за закрытия офлайновых магазинов, ТРЦ и рынков украинцы снова начали массово покупать товары в интернете. Схожую динамику мы зафиксировали во время первого локдауна весной 2020 года. Можно отметить, что у украинцев начали формироваться новые потребительские привычки, связанные с карантинными реалиями: покупатели хотят иметь постоянный доступ к товарам, избегая ощущения дефицита. Набирает популярность также система BOPIS (покупаешь онлайн – забираешь в магазине), когда и бизнесы перешли в режим выдачи онлайн-заказов.

Эксперты считают, что онлайн-торговля сегодня является наиболее предсказуемым направлением для малого и среднего бизнеса. В 2020-м число продаж в интернете в Центральной и Восточной Европе увеличилось на 21,5%, и, согласно прогнозам, в 2021-м рынок E-commerce увеличится более чем на 8%. А в Украине этот показатель может быть еще выше.

Новые карантинные реалии повлияли и на интерес украинцев к девайсам. Скажем, по данным аналитики OLX, технику для дома стали заказывать почти вдвое больше, чем в 2019-м. Новая привычка покупать в онлайне электронику, одежду, обувь, продукты и лекарства в 2021-м только укрепится, и от сервисов по доставке украинцы тоже отказываться не собираются.

4. Перераспределение расходов

Эксперты отмечают, что мировой кризис, вызванный пандемией, стал движущей силой ответственного шопинга и осознанного потребления. Покупатели все чаще выбирают не бренд, а пользу от конкретного продукта.

Многие украинцы отмечают, что из-за карантина стали тратить меньше. Люди реже покупают одежду и обувь (ее некуда носить), не обновляют парфюм (примерно по той же причине), меньше пользуются общественным транспортом, редко заправляют машину, не ходят в кафе-рестораны, театры-концерты-кинотеатры, гораздо меньше путешествуют. Учитывая вышесказанное, те, кто не потеряли в доходах, должны были бы заметить, что денег в кошельках стало намного больше. Однако экономисты поясняют: потребление сокращается лишь в традиционном для нас смысле, а по факту средства перенаправляются на другие статьи расходов – например, на оплату подорожавшей коммуналки. И в то время как другие страны в период пандемии помогают бизнесу и населению, у украинцев из карманов вынимают последние копейки.

- Благодаря карантину власти отбирают выручку у розничных поставщиков товаров и услуг, заставляя граждан потратить их на подорожавшую коммуналку, - говорит Владислав Банков. - Правительство будет традиционно рапортовать о том, что титаническими усилиями спасает экономику, скромно умалчивая о коренном изменении структуры потребления и получая персональные бенефиты от монополий.

5. Неадекватные локдауны

Отличительная черта именно украинских локдаунов – их несвоевременность и даже абсурдность.

Как известно, сегодня Украина живет в локдауне, решение о котором правительство приняло еще 9 декабря, когда никто понятия не имел об эпидемиологической обстановке на начало года. Это вызвало огромное недоумение и в обществе, и в экспертной среде. В частности, аналитик ТелеТрейд Сергей Родлер назвал январский локдаун политическим, а экономист Алексей Кущ отметил, что украинские власти действуют по принципу "надо что-то делать просто для того, чтобы никто не обвинил в бездействии".

- В результате сложилась абсурдная ситуация, которая даже напоминает некую антиутопию, - говорит Алексей Кущ. - В то время как во всем мире карантин вводится на пике заболеваемости, в Украине – на минимуме: сначала весной, когда число заражений было минимальным, теперь – в январе, когда число заболевших втрое ниже, чем в декабре.

При этом украинская власть настолько не готова признавать ошибки, что продолжает гнуть свою линию, несмотря ни на что, запугивая украинцев если не нынешней, так будущей заболеваемостью.

6. Полный хаос

Если во всем мире власти не просто вводят новые правила, но и внимательно следят за их соблюдением, то в Украине все наоборот: строгость законов полностью компенсируется необязательностью их исполнения. Во время январского локдауна в стране царит полный хаос: создается впечатление, что никто толком не понимает, кто и почему может работать, а кто – нет.

Например, с одной стороны, во многих супермаркетах полки с промтоварами, бытовой химией и т. д. отгорожены от покупателей запретительными красными лентами. С другой стороны, всю эту бытовую химию можно купить в парфюмерно-косметических сетях, которые работают в обычном режиме. Да и по сложившейся "традиции" полностью открыт для покупателей.

Такой же хаос с кафе и ресторанами. В нынешние трескучие морозы многие хотели бы заскочить погреться в кафе с чашечкой кофе, но столкнулись с тем, что в кафе сидеть нельзя, здесь все продается только на вынос. И в то же время "для своих", а то и вовсе просто по предварительной записи все работает – от баров и ресторанов до стрип-клубов.

ТРЦ волевым решением все же закрыли. Но работают транспорт, катки, салоны красоты, массажные и косметические кабинеты, салоны сотовой связи, рынки.

Впрочем, на самих рынках тоже полная неразбериха. Владельцы павильонов с канцтоварами, промтоварами, цветами, косметикой и парфюмерией, аксессуарами для гаджетов и т.д. разделились примерно пополам: одни совершенно открыто и не скрываясь работают, другие – наглухо закрыты, поскольку уверены, что в локдаун им работать запрещено.

Массовые мероприятия в Украине с 8 января официально запрещены, но 9-10 января украинский сегмент Фейсбука буквально взорвался от возмущения, обсуждая фото из Буковеля. А народный депутат от "Слуги народа" прямо назвал сложившуюся ситуацию скотством и позором.

За этот год обходить карантинные ограничения ловко научился не только бизнес, но и простые украинцы, и на фоне этого заявления Шмыгаля о "долгом карантине" выглядят особенно абсурдно. Как метко отметила на своей странице в Фейсбуке вице-президент Ассоциации украинских банков , украинский локдаун можно сравнить с японским самураем, у которого тоже нет цели, а есть только путь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кабмин наконец-то определился - в Украине не будут продлевать локдаун