Взятку подбросили с третьей попытки, или История одной провокации

Отчитываясь о борьбе с коррупцией, правоохранители скрывают, что происходит за кулисами уголовных дел.

УНИАН

Борьба с коррупцией - это наша святая цель, это горизонт, к которому нужно двигаться бесконечно, расставляя вешки из успешных показателей. Вот на днях Служба безопасности Украины отчиталась о раскрытии 536 коррупционных преступлений: вымогательство взятки, растрата имущества, злоупотребления… О разоблачениях крупных топ-чиновников, правда, не слыхать, но по мелочам складывается приличная цифра.

А какова обратная сторона этой борьбы? Ее не показывают. Максимум - укажут в статистике количество обвинительных судебных приговоров. Мы же хотим рассказать , для которого понадобилось целых шесть лет. Фамилию героини провинциального "коррупционного скандала", как и название села, не говорим умышленно - человек боится своей победы и уже получает угрозы.

Да и не суть важно, где и с кем это произошло, потому что практика провокаций, увы, распространена.

Офицеры обиделись

 

Началась эта история, можно сказать, с изнанки: в 2014 году двое сотрудников СБУ в Киевской области зашли в гости к председателю сельсовета Ирине Б. и попросили у нее 25 тысяч долларов. Иначе откроют против нее уголовное дело за неправомерное выделение земли. У председателя таких денег не было, как и желания стать объектом шантажа.

- Женщина обратилась с заявлением в центральный аппарат СБУ, ей вручили меченые купюры, и служба внутренней безопасности задержала вымогателей с поличным, - рассказывает адвокат Виктор Чевгуз.

Правда, сажать своих "птенцов" в тюрьму спецслужба не стала - погрозила пальцем и выдала на руки трудовые книжки.

Офицеры обиделись. Один не успел дослужиться до пенсии, второй - получить служебную квартиру. Все это они с надрывом в голосе изложили председателю и предупредили, что в живых ее оставят, а вот свободы могут лишить.

Стоять, лежать, бояться!

Видимая сторона уголовного дела открылась летом того же 2014-го, когда к председателю пришел скромного вида мужчина со следами военной выправки и попросил сдать в аренду 0,01 гектара земли под продовольственный киоск. На руках у просителя имелась доверенность от ООО, где бывший служивый числился менеджером. Все выглядело благопристойно и так же было оформлено.

Решение о выделении земли, как следует из материалов суда, приняли на сессии сельсовета 28 июля 2014-го, соответствующее объявление разместила районная газета. Когда были утрясены другие необходимые формальности, менеджер явился к председателю для подписания договора, закрепляющего право на пользование земельным участком.

Не успели стороны пожать друг другу руки, как кабинет председателя превратился в сцену для боевика. Крепкие парни в камуфляже ворвались с криками: "Стоять, лежать, бояться!", в уголке жались испуганные понятые.

- Обыск как таковой не проводили, - уверяет адвокат Чевгуз. - Следователь полиции, которая прибыла вместе с СБУ, сразу направилась к столу председателя и выудила из лежащих там бумаг конверт. В нем оказались 12 тысяч гривен. Приблизительно такая сумма озвучивалась ранее в разговорах как годовая плата за аренду земли. Деньги были меченые, но на руках Ирины не обнаружили следов краски. Это же показали контрольные смывы и показали в суде понятые.

"…Вывод экспертизы подтверждает тот факт, что обвиняемая денег не брала, не требовала их от лица… а последний сам положил конверт с деньгами между бумагами на стол", - идет речь в судебном приговоре. Так называемый заявитель также свидетельствовал, что не знает, видела ли председатель этот конверт вообще или нет.

Никому не нужный файл

Но все это прояснится потом. А тем жарким днем Ирину отвезли в душную камеру предварительного заключения. В качестве альтернативы аресту по решению следственного судьи ей пришлось внести 69 тысяч гривен залога. Когда председатель вернулась в кабинет, то обнаружила на столе забытый следователем файл с документами по ее же делу.

Как порядочный человек, Ирина отправила потерю заказным письмом в полицию, но за посылкой никто не пришел, и письмо вернули с почты.

- Когда я увидел, что держу в руках, то поразился. Это были готовые протоколы обыска, датированные двумя разными днями до задержания моей подзащитной. То есть провокацию готовили несколько раз, но только на третий подставному лицу удалось незаметно подложить деньги, - объясняет Виктор Чевгуз.

Было бы смешно, если бы не было грустно

В этом деле есть еще ряд любопытных моментов. Например, в суде менеджер-жертва не смог назвать фамилии руководителей фирмы, на которую работал. При проверке выяснилось, что контора налогов не платила, не имела штата, а директор и вовсе бесследно исчез.

- Я разыскал сестру этого человека в Черниговской области. Она рассказала, что брат неравнодушен к алкоголю, несколько раз терял паспорта, ни в какие ООО по своей воле никогда не оформлялся, - говорит Виктор Чевгуз.

Меченые деньги "менеджеру" сотрудник СБУ передал не под протокол, а просто на улице. В материалах дела также не оказалось постановления суда, разрешающего скрытую аудио- и видеосъемку, хотя такое решение должно выноситься. Адвокат полагает, что изначально провокатором выступал другой человек, но он увильнул от этой роли, и службисты использовали дублера.

Все это могло бы послужить темой для сатиры о неуклюжей спецоперации, если бы не происходила драма. Чтобы освободиться от надуманных обвинений, Ирине понадобилось больше шести лет. Единственное, что можно сказать в утешение: наша героиня не потеряла доверия у земляков. Ее переизбирали на новый срок, и она поныне остается уважаемой главой сельской общины.

Подбросили взятку вместо коллеги

Провокация взятки - это самый распространенный способ увеличения положительной статистики по борьбе с коррупцией. Иногда его считают оправданным, если чиновник систематически берет взятки, но реальных заявителей нет. Но в ряде случаев, как видим, происходит откровенная фальсификация - сведение счетов или острое желание получить от начальства поощрение.

Например, 30 декабря 2020 года Обуховский районный суд Киевской области оправдал государственного исполнителя, которому подбросили взятку вместо отсутствующего по причине болезни коллеги. Заявитель - просто уникальный случай - сам рассказал в суде, что к провокации его вынудили в полиции ради показателей, что он целый месяц искал, кто бы деньги взял, а в итоге конверт пришлось подложить в машину.

А 8 декабря суд в Кропивницком оправдал участкового офицера, которого подвел под статью приятель - инспектор службы пробации. Этот инспектор лично взял взятку у ранее судимого, но по фабуле дела, которое соорудили сотрудники СБУ, деньги предназначались для передачи участковому. Спецоперация строилась на записи бытовых разговоров и закреплялась протоколами, из которых нельзя было сделать вывод, кто с кем и о чем, собственно, говорил.

В ТЕМУ

На что рассчитывают, фабрикуя дела с букетом оплошностей

1. На поддержку прокуроров

Как орган надзора за соблюдением законности прокуратура обязана отклонять все нелепости и учитывать сомнения в подозрениях. На практике же прокурор является собратом следователя и поддерживает в суде даже самые абсурдные обвинения, поскольку сам заинтересован в показателях.

2. На признание вины

С 2012-го, когда вступил в силу новый УПК, в Украине активно функционирует институт сделки подозреваемого с прокурором. Сломленному человеку предлагают подписать признание вины в обмен на самое легкое наказание - условный срок или штраф. В частности, Ирину Б. соблазняли тем, что ч. 3 ст. 368 (от 5 до 10 лет) переквалифицируют на ч. 1 со штрафом в 17 000 гривен. Правда, останется судимость и подорванная репутация.

3. На предвзятый суд

Суды первой инстанции обычно выносят приговоры, опираясь на позицию стороны обвинения. Так было и в случае с председателем сельсовета. Только после апелляции, которая отменила обвинительный приговор, новый судья на новом рассмотрении дела вникла во все нюансы и нелепости.

Кстати, общий процент оправдательных приговоров по всем статьям, включая коррупционные, не превышает 2%.

4. На равнодушие адвоката

Не секрет, что многие представители правозащитного блока больше заинтересованы в гонораре, чем в положительном исходе дела, и выполняют свою функцию формально.

5. На безнаказанность провокаторов

Провозглашая оправдательные приговоры, суды не выносят отдельных определений о привлечении к ответственности организаторов провокаций, хотя это преступное деяние, для которого в Уголовном кодексе есть своя статья - 370-я.  Пострадавшие от произвола вынуждены сами писать заявление о возбуждении уголовного производства (аналогичное адвокат Виктор Чевгуз подает в Госбюро расследований). Но такие дела спускаются или, как минимум, раньше спускались на тормозах. В Государственном едином реестре судебных решений "КП" в Украине" не нашла ни одного приговора по провокации взятки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тайная война спецслужб: Микитасем бьют по Татарову, Татаровым - по Микитасю