Далее - речь автора дневника.
Я помню, как начинался этот ад под названием "дистанционное обучение". Когда его объявили, у меня был один страх - что пострадают знания, дети "съедут" по учебе. Теперь вижу - "съезжает" не только учеба, в пропасть летят и наши с мужем нервные клетки. Ведь, помимо своей работы, которая с начала карантина также переехала в домашний офис, нам приходится работать и учителями. А дар педагогики и ангельское терпение есть не у каждого.
8.00 - подъем.
Старшие дети, 11-летняя Женя и 9-летний Артем, поднялись в хорошем настроении - в школу идти не надо. Обычно их приходится будить на час раньше, чтобы успеть собраться, позавтракать и добраться. Школа рядом - в пяти минутах, но утром дети и так ползают, как сонные мухи. Атмосфера в доме теперь по утрам радостная - никто никуда не спешит, не ищет лихорадочно карандаши и ручки.
Женя еще в начале дистанционного обучения клятвенно пообещала "теперь учиться еще лучше, ведь не будет учителей!". Говорит, что самой ей легче и проще разобраться в предметах, чем понять, что ей хочет донести преподаватель. Она уже начинает жаловаться на учителей - ей неинтересно. Пока, правда, резкого повышения жажды знаний не видно, хотя она никогда не пасла задних в школе - учится хорошо и понимает, что это ей надо, а не нам или учителю.
Мы с мужем, вдохновленные приподнятым настроением детей, рассаживаемся по своим домашним рабочим местам. Я - на кухне, муж - за письменным столом в комнате.
9.00.
Проснулся младший Андрей. Ему четыре года, во время карантина его садик также закрыт. Единственный способ избавиться от его тысячи вопросов и миллиона рассказов - дать телефон. С гаджетом он может просиживать часами. Но я редко прибегаю к этому способу - только если на работе аврал и никакой другой способ занять его не сработал. Поймала пару недовольных взглядов мужа - забыли закрыть дверь в комнату, а шум мешает. Сына уговорила поиграть в детской - на Новый год получил новые развивающие игры.
11.00.
По коридору начинают носиться дети.
- Эй, у вас что - уроки уже кончились?
- А они и не начинались, - распахнутые глаза убеждают в честности говорящего.
Со временем я поняла: дети не врут и не прогуливают, уроков действительно нет, а задания время от времени скидывают в группы в вайбере или в других мессенджерах - кому куда. Пару раз даже были контрольные - по заданию учителя я читала диктант, по математике дочка сама выполняла какие-то задачи. Но ведь все можно списать? Впрочем, моей было не до списывания - она о сдаче контрольной по математике в час дня вспомнила только в половине первого. Едва успела. Каюсь - не обошлось без крика.
Вообще уроки с весны исчезли из нашей жизни как вид. За все время, начиная с марта, у Жени проводили онлайн только два предмета - зарубежную литературу и немецкий.
Я считаю, что учителя просто не захотели заморачиваться с новым форматом. У кого-то не было возможности, а у кого-то - желания. Например, престарелая математичка у моей подруги Иры из Николаева только-только научилась пользоваться видеомессенджерами. Все это время математики не было - на днях прошел первый видеоурок. Ира рассказывала - слышно через слово, звук пропадает, хрюкает, шипит… Камеру учительница на себя не наставляет - слушая предмет, дети наблюдают ее люстру и кусок шкафа.
За этот же предмет мы очень переживали с мужем, ведь математика - не украинский язык и литература. Нельзя пропустить 10 тем и выучить 11-ю. Но муж разбирается в математике, помогает и держит знания дочки на контроле. Моя тема - история, этот предмет дочке объясняю я. Признаться, учебник в пятом классе просто ужасный.
11.30.
У Жени - урок в онлайн-школе, которую запустила одна из львовских частных школ. Это дорогая школа - учеба стоит около 100 000 гривен в год, но во время карантина они предложили ученикам из других заведений недельку позаниматься у них онлайн бесплатно. Конечно, мы решили попробовать. В школе дочки до карантина был хороший уровень знаний, и мы хотели проверить, потянет ли она учебу в одной из лучших школ города. Остались довольны - при выполнении заданий она показывала хорошие знания.
Знания - это единственное, о чем мы с мужем переживали, услышав о дистанционном обучении еще в марте. И оказались правы - на дистанционке детям редко кто-то что-то объясняет. Спасает то, что мы контролируем этот процесс, не даем пропускать темы, объясняем, как можем. И девочка у нас самостоятельная и сама знает, что нужно учиться.
Удивляет, почему в нашей школе на карантине вели только зарубежную и немецкий, а в этой частной нашли возможность проводить все уроки - даже физкультуру и шахматы.
|
12.00.
Научилась не обращать внимания на шум из детской. Шумит четырехлетний Андрей. Значит - занят. Страшно - это когда тихо. Со старшими наоборот, если тихо - значит, в гаджетах. Раньше старалась их ограничивать в этом, тем более у Жени уже начало падать зрение. Но сейчас это все равно, что книжку отобрать - орут, что учатся. Выбора особо нет - самой нужно работать, а бабушки и дедушки далеко - за 800 км.
13.30.
Дети накормлены и отправлены гулять во двор - хоть пошли морозы, но стараюсь их хотя бы ненадолго выгонять дышать свежим воздухом. Ничего - в моем детстве морозы куда сильнее всю зиму стояли, а снег по шею лежал до апреля.
15.00.
Дети час, как вернулись с прогулки, и теперь каждые пять минут по очереди ходят мне что-то рассказать. У Жени куча новостей от школьной подружки, у Артема глючит планшет, а младшему просто скучно, и он все время норовит залезть на руки. О какой работе может идти речь?! Муж теперь заперся на балконе, рявкнул на детей - к нему больше не лезут. А мне развлекай их. Зато рабочее место в спальне освободилось.
16.30.
У Жени дополнительный онлайн-урок немецкого у репетитора. Это единственный плюс, который дал нам карантин - с его началом пожилая учительница, к которой Женя раньше ходила домой, освоила видеосвязь, и мы смогли сохранить эти занятия и сейчас. Почему в школе так же не смогли поступить с английским и другими предметами? Странно.
Подруга Ира нашла еще один плюс в дистанционном обучении - но только для выпускников. Ее сын этим летом заканчивал 11-й класс, и большим плюсом дистанционки (считай – отсутствия уроков вообще) было то, что он мог сосредоточиться на тех трех предметах, которые сдавал на ВНО, а не распыляться на все. Но и здесь нашелся жирный минус - из-за карантина ВНО перенесли на середину лета. Первый тест сдавали 30 июня - в Николаеве температура уже в 11 утра доходила до 40 градусов в классах. Естественно, дети чуть не теряли сознание от жары. Выходить, чтобы сполоснуть лицо, например, на аудиотесте по английскому, было запрещено. И хоть эта задача была для ее сына очень легкой, он не соображал из-за духоты и сдал на 10 баллов ниже. Неужели директор не могла организовать тесты в классах с теневой стороны, а не на солнцепеке?
17.00.
За работу на удаленке нужно доплачивать - убедилась в этом. Львиную долю времени на себя оттягивают дети, готовка еды и текущая уборка за домочадцами. В докарантинное время все утром расходились по офисам, школам и детсадам - дома удавалось сохранить какую-то видимость порядка. Ну, за исключением детской. Теперь же, помимо основной работы, за день я выполняю задачи повара, уборщицы, няни, учителя и воспитателя, а еще - терпеливой и заботливой жены. Ведь обеды в кафе для мужа тоже остались в прошлом. Хорошо еще, что у меня частичная загрузка. У подруги дома тоже двое детей на удаленке, и она каждый час звонит им и помогает сделать уроки - ведь ничего не объясняют.
18.00.
По работе почти ничего не успела, но пора готовить ужин. Придется в выходные "отпрашиваться" у мужа - пусть позанимается детьми, а я закончу текущие вопросы. Дети снова окружили и пересказывают мне новые события из жизни их любимых героев мультиков и сериалов. На лицах - уверенность в законности претензий на мое время, ведь обычно в шесть вечера я уже переступала порог квартиры, ведя Андрюшку из садика, и была готова посвятить себя детям.
19.00.
Муж пошел на пробежку, и в это время Женя вспомнила, что ей срочно к завтрашнему утру нужно решить задачи по математике. Конечно, задали их даже не вчера. Пришлось звонить учительнице, чтобы объяснила хоть что-то. Намекнула ей, что ее предмет стоило бы как-то пояснять детям, а не рассчитывать, что родители смогут разобраться и помочь, услышала: "Ой, да, вам сложно… А вот нам еще нужно в школу ходить и до семи там сидеть". Так проникновенно говорила, что я даже начала ее жалеть, но вовремя вспомнила - вообще-то я сейчас ее работу делаю вместо того, чтобы закончить свои отчеты!
20.00.
Всех выслушала, накормила и помыла (а кого-то - заставила помыться). Посочувствовала мужу - из-за постоянного галдежа и беготни ему сложно работать. Еще - на балконе холодно, батарея плохо прогревает. Утешила тем, что "скоро это все закончится". Дети переоделись в пижамы и затаились с гаджетами в своей комнате. Ура, вечер! Можно отдыхать.
21.30.
Робкий скрип двери подсказывает - отдыхать еще рано. С заданием от учителя, которое только что пиликнуло в вайбере, пробрался Артем. Объясняю, что такое эссе и как его писать. Домашние задания для учеников в начальной школе - это отдельная тема для разговора. Часто они их получают в виде фото, на котором, например, картина из самодельных цветочков. Показывают, что должно получиться в итоге, но как это сделать - ни слова. Приходится искать мастер-классы в интернете и осваивать новые ремесла. Многие задания, честно, странные… Помню одно - нужно было примотать к себе спереди и сзади подушки, причем будучи, судя по фото, в одном белье. Мы не стали это выполнять. Какой это несет смысл для ребенка? Какие дает навыки? Из всех этих заданий мы с интересом выполняли только одно - снимали на видео, как Артем жарит яичницу.
23.00.
Вычеркиваю еще один день в календаре - до "нормальной" школы осталась неделя. Надеюсь, что с 25 января все-таки откроют школы и садики. Конечно, если улучшится ситуация с коронавирусом - рисковать тоже не хочется. Но и обучением "это" назвать нельзя.
С другой стороны
Александра Демкура, директор школы в городе Гусятин Тернопольской области:
|
- Теперешнее обучение во время локдауна -это уже настроенное еще с сентября, которое не имеет проблем технических или организационных. Если ставить на весы здоровье, безопасность и обучение, конечно, выбираешь здоровье и безопасность. И это нагрузка не только на родителей, но и на педагогов, ведь проверять обычную тетрадь и задания на телефоне -разные вещи, здесь идет больше нагрузка на глаза.
С 1 января введен в действие новый санитарный регламент работы, согласно которому надо учитывать количество времени контакта детей с гаджетами и компьютером. Не больше 10-25 минут -в зависимости от класса. Например, урок 40 минут в 4-м классе - ребенок должен сидеть перед экраном не больше 15 минут. Сейчас мы готовы перейти при необходимости от одной формы обучения к другой.
У нас явных проблем, как вначале, когда никто не понимал, что надо делать, нет. Проходят видеоуроки, где видна посещаемость, где дети отвечают на вопросы учителя, знания проверяются, и тенденции к снижению уровня знаний нет. Те, кто хорошо учился и при обычной форме, тот и сейчас так же учится, и наоборот.
Конечно, все мы ждем, что все-таки вернемся к нормальному режиму работы -никто не хочет постоянно быть на дистанционной форме, школа -это социум, где ребенок должен общаться, развиваться. Но понимаем, в каких реалиях живем, и учителя также в группе риска. Из сотни членов коллектива у нас четверть переболела коронавирусом. У меня большие надежды, что с 25 января пойдем на обучение в обычную школу.