Сергею Коноваленко - в прошлом шеф-повару, а ныне рядовому пенсионеру - удалось то, что не получается у многих коллекционеров: он открыл собственный музей. Причем, можно сказать, не один, у Коноваленко несколько постоянно действующих экспозиций. И все это царство игрушек расположено в маленьком скромном поселке Добрянка, который стоит в Черниговской области практически на границе с Беларусью.
Рекорд есть, а диплома нет
Сергею Коноваленко уже давно пора вручить диплом рекордсмена Украины, но для регистрации нужны деньги, а лишних у него нет - каждая копейка важна для жизни музея.
- Сейчас у меня свыше 5 тысяч кукол, одних фарфоровых более двух с половиной тысяч. И рекорд я поставил еще два года назад, когда коллекция была гораздо меньше. Но чтобы получить сертификат, попросили порядка 19 тысяч гривен. Пришлось отказаться, - рассказывает "КП" в Украине" Сергей Коноваленко. - Потом, правда, сумму снизили до 16 тысяч, но у меня и их нет. При пенсии в 1450 гривен это заоблачная сумма. Впрочем, пообещали помочь найти спонсора.
Свой рекорд коллекционер побил уже дважды, но признается: дипломы не главное, на первом месте - музей. Даже кредит в банке взял, чтобы осуществить свою мечту.
- Сейчас у меня два зала полностью заняты экспозицией игрушек. Там в основном фарфоровые куклы, плюс заводные советские игрушки. Все работают, сломанные я починил, - продолжает Сергей Коноваленко.
Музей мужчина открыл три года назад, выйдя по инвалидности на пенсию, 22 года он проработал поваром. Исполниться его мечте помогла семья, верные друзья и районный центр занятости, выдавший разовую помощь. А остальные чиновники и коллеги музейщики…
- Директор одного музея мне как-то сказала: "Зачем на такой периферии заниматься столь кропотливым делом? Для кого это?" Я не выдержал: "А что, если мы в глубинке живем, то уже не люди?" - возмущается коллекционер. - Почему музей должен быть где-то, а не у нас?
|
Клятва - любить медведя до конца
Билет в его музей стоит 60 гривен, экскурсия длится три часа, экскурсовод бесплатный. Для детей, ветеранов АТО и инвалидов скидки, но порою и вовсе пускают бесплатно.
Ведь все взрослые когда-то были детьми, но почти забыли, как выглядели их игрушки. А тут они могут наткнуться на друзей детства, что, несомненно, вызывает массу эмоций.
-Часто, бывает, заходит ко мне дядька какой-то громадный. У него в глазах читается: "Какого лешего я тут забыл". Но проходит время, и к концу экскурсии, когда начинаешь читать ему стихотворение об игрушках, у человека на глаза наворачиваются слезы, - уверяет наш собеседник. - Проверено не один раз. Стоит дядька и плачет, показывает, какой у него был солдатик, какой медведь, какая юла… Это не передаваемо, удивительно, что делают игрушки со взрослыми людьми.
|
А вот один из стихов, которые он читает в конце своих экскурсий:
С меня порой смеются люди
И крутят часто у виска.
Игрушки – старые игрушки, а он играет как дитя…
Да, я игрушки собираю, их воскрешаю и храню,
И пусть по-детски, чуть наивно, но всей душою их люблю.
Они нас в детстве охраняли, от страхов разных берегли,
А вы, как только повзрослели, их на помойку отнесли.
Предавали их забвенью, бросая просто на костер.
И нет ни капли сожаленья и не сжигает вас позор.
А клятвы детские… забыли? Любить медведя до конца.
Как куклу бережно хранили, таская в школу втихаря.
Игрушки, старые игрушки, они вам больше не нужны.
А мы хранителями стали - надежды, детства и мечты.
|
Было дело
Что за матюк такой - "реборн"?
Однажды друзья сказали Сергею Коноваленко, что ему пора переходить на более серьезный уровень. Сергей задумался – чего же не хватает в его и без того громадной коллекции кукол и игрушек?
- Зашел на сайт игрушек изучить асортимент. Фарфоровые есть, стеклянные и деревянные есть, целлулоидные есть… И вдруг – реборн! Такого нет. Я давай выяснять что это за матюк такой. Да и от цен офигел – минимум три тысячи гривен. Но я уже загорелся добыть себе хотя бы один, - смеется мужчина.
Своего первого реборна (куклы, похожие на настоящего младенца) Сергей купил на рынке – правда, у куклы-мальчика отсутствовал палец на руке. После долгих мытарств коллекционер нашел мастера, который научил Коноваленко мастерить такие игрушки – его учителем стал Сергей Бондарь, который научил не только чинить, но и изготовлять реборнов.
-Приходит такая себе болванка цветом латексной перчатки. Нужно нанести на нее более чем 40 слоев краски, каждый слой надо запекать при высокой температуре в аэрогриле, плюс наносятся венки, мрамор, синюшность. По сути, ты силиконовому мячику даешь жизнь, - говорит коллекционер.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ