Сколько будем платить за доставку газа в новом году?

Национальная комиссия ищет решение, которое устроит потребителей и облгазы.

Архив «КП»

Регулятор должен ежегодно пересматривать тарифы на доставку газа. "КП" в Украине" выясняла, сколько будем платить за доставку в 2021 году и как рассчитывается эта плата.

Умерили аппетиты облгазов

В последнее время в прессе ширились слухи, что тариф на транспортировку топлива может вырасти в 3-4 раза. Именно такие расчеты подали регулятору облгазы.

Для тех, кто не в курсе, поясним, как в Украине формируются тарифы на распределение. Облгазы подают свои предложения в Национальную комиссию по госрегулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) с их обоснованием, а чиновники уже смотрят, какие затраты и долги нужно компенсировать в первую очередь.

В этот раз регулятор поумерил аппетиты газовиков и снизил тарифы в 2-3 раза по сравнению с теми, которые подали облгазы в своих расчетах. Например, АО "Херсонгаз" в этом году доставлял газ по 1,12 грн/куб. м. Но с нового года предлагал повысить тариф до 3,07 грн/куб. м. Правда, регулятор посчитал, что компании хватит и 1,8 грн/куб. м. 

Не меньшими были аппетиты и в АО "Кировоградгаз", который, кстати, находится под управлением НАК "Нафтогаз України". Газораспределительная компания газового монополиста подала обоснование на тариф в размере 3,15 грн/куб. м. Это в три раза больше, чем действующий тариф на доставку - 1,04  грн/куб. м. Но в проекте  тарифа АО "Кировоградгаз" содержится цифра 1,75  грн/куб. м.

Самыми высокими были запросы у АО "Львовгаз", который хотел получить тариф на уровне 4,14 грн за кубометр. Но Нацкомиссия  предусмотрела в проекте тариф на уровне 1,79 грн/куб. м. 

Почему стало дороже

Несмотря на то что НКРЭКУ серьезно снизила пожелания облгазов, рост тарифа все-таки будет. И в некоторых случаях платежка за доставку вырастет чуть ли не вдвое. Насколько объективным является такое подорожание?

Эксперты говорят, что, по сути, у облгазов есть пять основных затрат - на технологический газ, на оплату труда, на капитальные вложения и текущие расходы, а также прибыль. Давайте разберемся, действительно ли выросли затраты облгазов.

Первое, что подорожало, - это технологический газ. Его цена - это треть от всей структуры тарифа. Это то топливо, которое необходимо, чтобы доставить газ конечному потребителю. Его распределяющие компании закупают по рыночным ценам. В текущем тарифе на 2020 год цена этого газа была заложена на уровне 3850 грн/тыс. куб. м. А в новом тарифе она должна составлять около 6000 грн/тыс. куб. м.  С учетом, что газ сейчас стоит около 6500 грн за тысячу кубов, то такое изменение выглядит вполне обоснованным.

Также с нового года, скорее всего, будут отменены температурные коэффициенты, которые некоторые выставляли потребителям в зимний период. Есть большой шанс, что весь технологический газ теперь будет учтен в платежке.

Еще одной важной составляющей тарифа является оплата труда специалистов. На оплату их труда уходит около 30% от тарифа на распределение топлива. Несмотря на такую цифру, зарплаты в газовой отрасли не самые высокие. К концу года они могут вырасти до 12,5 тысяч грн. Такой уровень оплаты труда все еще существенно ниже по сравнению с работниками компаний - операторов распределения электроэнергии. У последних уже в 2020 году средняя зарплата составляет 16 тысяч грн. 

Если кому-то средняя зарплата в 12,5 тысяч грн кажется высокой, то учтите, что это цифры до налого­обложения. А с учетом, что при расчете учитываются доходы и руководителей предприятий, то на руки мастера получают не больше 10 тысяч грн. Согласитесь, это не те доходы, которые могут удержать людей от выезда на заработки в ту же Польшу. А без квалифицированных кадров обслуживать достаточно сложную систему не получится.

Есть у газораспределяющих предприятий и другие затраты - на текущую деятельность, ремонт и профилактику сетей и т.п. Все эти расходы как раз и контролирует 

НКРЭКУ и учитывает их при согласовании тарифа. 

Во всем виноваты старые долги

Почему же тогда хотелки облгазов и решение регулятора отличаются в разы? Эксперты говорят, что такая разница тарифов между теми, которые подали поставщики, и теми, что утвердил регулятор, получилась из-за долгов прошлых лет. 

По словам участников газового рынка, в период с 2015 по 2019 год тариф на распределение газа вообще не пересматривался. А с учетом, какая в то время была девальвация национальной валюты и рост цен на энергоносители, на рынке накопились огромные долги. То есть для того, чтобы обеспечить нормальную работу газовых сетей, облгазам приходилось закупать топливо в долг. Сейчас долги по всей цепочке от скважины до потребителя составляют несколько десятков миллиардов гривен, плюс штрафы и пени, которые монополист через суды выбивает у участников рынка. 

В такой ситуации облгазы попытались компенсировать эти суммы в тарифе. Эксперты говорят, что 

НКРЭКУ даже соглашалась с тем, что долги прошлых лет можно было бы компенсировать за счет повышения тарифа. Но пока этот фактор не учли.

- НКРЭКУ пишет в своем обосновании, что фактор долгов был частично учтен при установлении новых тарифов, - поясняет эксперт энергорынка Юрий Корольчук. - Цитирую: "при расчете тарифов на услуги распределения природного газа учтена необходимость компенсации недополученной тарифной выручки облгазов за 2015-2019 годы, а также компенсации расходов, связанных с разницей в ценах при закупке в 2015-2019 годах природного газа, необходимого для обеспечения производственно-технологических потребностей". То есть облгазы подавали высокие тарифы на распределение и  регулятор соглашался с заявкой, поскольку тариф должен компенсировать потери за период 2015-2019 гг. Но, видимо, НКРЭКУ пока решила не рисковать и по политическим мотивам повысила тарифы на распределение ровно на столько, чтобы облгазы справлялись со своими техническими обязанностями.

Однако проблема долгов никуда не делась. И если этот вопрос не решить, то в конечном итоге за все заплатит потребитель. Существует всего два варианта решения этой проблемы. Первый - учесть компенсацию в тарифах на доставку газа и выставить потребителям эти убытки в квитанциях. Даже если растянуть компенсацию на несколько лет, потребителей ждет существенный рост тарифов. 

Второй вариант - списать старые долги, которые образовались из-за государственного регулирования. Причем списание долгов произойдет по всей цепочке должников. Такая практика применялась на рынке электроэнергии, да и в европейских странах успешно использовали такие варианты выхода из кризисных ситуаций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Девять вопросов о платежках за распределение газа