Сколько игрушек нужно для счастья

Психолог предупреждает: заваленные машинками и куклами детские приносят больше вреда, чем пользы.

shutterstock.com

Современные детские, кажется, лопаются от обилия игрушек. Всякой всячины для игр и развития просто море. Правда, дети, выпросив очередную забаву, теряют к ней интерес уже через день-два. И каждому родителю наверняка приходила в голову мысль: а стоило ли вообще покупать очередную игрушку? Сколько их нужно для счастья и какими они должны быть, рассказала детский психолог Анастасия Борщенкова.

Кого люблю - тому дарю

- Часто, скупая все игрушки подряд, взрослые ориентируются на свое детство, в котором не было такого разнообразия, - предупреждает наш эксперт. - Но бывает и так, что взрослые заваливают ребенка подарками в попытке компенсировать отсутствие эмоционального контакта. Мол, видишь, я тебя люблю, ничего для тебя не жалею. Вот иди и поиграй, а я займусь своими делами.

Родители не могут эмоционально контактировать с ребенком, потому что, когда они сами были детьми, с ними не общались эмоционально их отец и мать. Для них это такой выученный способ любви. На самом же деле важно не количество игрушек, а те взаимоотношения, которые были у ребенка с родителем, пока он был маленький.

- Раньше дети вообще играли в камушки и палочки и вырастали с развитым воображением. А сейчас у ребенка множество возможностей - а ему ничего не интересно...

- И сегодня для ребенка важно уметь играть не только со сложными игрушками, но и с простыми материалами. Строить дом из песка, найти камушки и сделать из них секретики  - это действительно помогает развиваться. Например, дети любят прятаться. Делать домики, куда-то залезать, строить шалаши, укрытия. Это очень важно для психики ребенка. Можно купить в магазине готовый раскладывающийся домик и ничего больше делать не надо. А можно предложить сыну или дочке создать этот домик самому. Это подключит воображение ребенка, его пространственное мышление, моторику. Нужно же как-то придумать, как натянуть плед на стулья, а если он будет падать, значит, надо чем-то закрепить.

Это не значит, что, кроме камешков, дошкольнику ничего не надо, когда у его сверстников есть и машинки, и детские телефоны, совсем как настоящие. Мир-то наш сильно изменился, ребенку жить в век новых технологий! Однако если с самого раннего детства все игрушки - высокотехнологичные (нажимай на кнопочки, и она будет кукарекать), это не будет в полной мере развивающей средой. А вот если есть еще и пространство для творчества, это будет хорошо влиять на развитие.

 

Если без планшета никак

- Сейчас есть такой перекос: особое внимание к так называемым развивающим игрушкам для маленьких, таким деревяшечкам, которые стоят безумных денег, - рассказывает психолог. - Тут нужен баланс. Если ребенка окружает все такое "сильно творческое", то в этом очень мало стабильности. Ребенку хочется, чтобы рядом с ним был какой-то конкретный персонаж из сказки или мультика, чтобы была понятная кукла, с которой ясно, как играть. А если у него все куколки без лица и тряпочные, эмоционально опереться не на что.

- С какого возраста ребенку можно включать гаджеты?

- Если я - мама и мне нужно 15 минут, чтобы принять душ и прийти в себя, то на это время подойдет и гаджет, чтобы занять ребенка. Важно, чтобы мама была в порядке, в хорошем эмоциональном состоянии. Но надо отдавать себе отчет, что любая игра, не соответствующая возрасту, может способствовать чрезмерному возбуждению психики ребенка. У малыша трех-четырех лет еще только формируется эмоциональная сфера, он не способен контролировать собственные внутренние импульсы. Есть детки более спокойные, которым просмотр мультиков не навредит, а есть дети, которых точно не стоит перевозбуждать. Это касается и телевизора, и излишних стимулов вообще. Некоторые дети из-за того, что увидели за день много людей, не могут заснуть от перевозбуждения. Главное, себя не обманывать: если я даю ребенку планшет в полтора года, то не для того, чтобы он развивался, а для того, чтобы я - родитель - мог выдохнуть. Это не полезно, но это вариант, на случай, если очень устали.

Научиться хотеть - значит понять себя

- Если родитель по-другому не может выразить своей любви, так, может, пусть отдает игрушками? Ну хоть так?

- Тогда ребенок переймет такой способ выражения любви, получения душевного тепла. И дальше вопрос: а что будет, когда он вырастет? Последствия могут быть разными: например, чрезмерное потребление, когда он будет скупать все подряд. 

Есть еще один момент. Для взрослого человека важно понимать свои внутренние потребности и желания. Тогда он может строить свою жизнь, а не плыть в потоке. Этому человек учится в детстве через понимание того, что он хочет. Для ребенка большая работа - вычленить: хочу я это или что-то другое. Так происходит формирование собственного я: "Я та девочка, которая хочет именно эту куклу и именно в этом платье". Но если мне эту куклу покупают тут же, то у меня нет внутренней психической работы предвосхищения, мечтания. Надо некоторое время хотеть игрушку, перед тем как ее получить. От этого во многом зависит то, как будут строиться отношения во взрослом возрасте.

 

ВОПРОС – РЕБРОМ

Так сколько надо?

На этот вопрос у специалистов нет однозначного ответа. Нельзя сказать: "Купите две погремушки, кубики и пять машинок - и достаточно". У ребенка могут быть разные интересы, разные потребности. Но детские психологи, если прижать их к стене настойчивыми вопросами, говорят, что можно ориентироваться на следующие цифры. У детей до трех лет игрушек каждого типа может быть по 1 - 2 штуки, не больше (то есть: две погремушки, не больше двух кукол, двух машинок и т. д.). При этом одновременно в поле зрения малыша не должно быть более 15 разнообразных игрушек. Все, что свыше этого количества, убирайте. И доставайте другие вместо кукол-погремушек, с которыми ребенок уже наигрался.

Обратите внимание: считаются те игрушки, которые могут оказаться в поле зрения ребенка в один момент. То есть для ванны это может быть отдельный комплект, как и для улицы.

Как быть с конструкторами из десятков деталей? Во-первых, для младшего возраста они должны иметь крупные фрагменты. Во-вторых, их рекомендуют держать сложенными в коробку, ящик, мешок, доставать на время игры и затем убирать обратно. Не покупайте конструкторы на вырост! Конструктор целиком считается за одну единицу. И правило "не больше двух" к нему также применимо.

ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ

"Убираю часть на антресоли, а потом достаю снова" 

Родители на форумах рассказывают, как справляются с игрушечным изобилием.

Евгения:

- У нас с ребенком уговор: покупаю ему любую игрушку, какую хочет. Но одну. И только в день зарплаты. Сын знает, что деньги мне не с неба падают, а я их зарабатываю. У него есть время подумать, что именно он хочет получить.

Иришка:

- У меня сыну 7 и дочке 1,7. Я бы погрязла в игрушках, тем более что дети разнополые, если бы не система. Разделила вещи каждого на четыре части. По три убрала на антресоли. Две недели они играют с оставшимися игрушками. Потом запаковываю их в коробку, достаю другую с антресолей - и вуаля, у них "новые" куклы и машинки!  

Мама Вики:

- Если дочь просит игрушку, покупаю. Но взамен она должна одну передарить: относим ее в детский сад или оставляем на площадке - для тех детей, кому нужнее.

Артур:

- Сыновьям 7 и 9. Даю им карманные деньги с пяти лет, чтобы они сами копили себе на игрушки. Могут подзаработать, помогая мне или матери. Пусть приучаются обращаться с деньгами и знают, что все имеет свою цену.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поющий медведь детям не игрушка