К стационарным камерам фиксации и "письмам счастья" любители слишком быстрой езды потихоньку привыкают, а со временем им придется смириться с новыми неудобствами. На украинских дорогах появятся мобильные патрули со спецаппаратурой, которые называют фантомами. По задумке они даже не будут иметь опознавательных знаков.
Едет себе по дороге ничем не примечательная иномарка, и тут бац – постановление о штрафе!
Правда, эксперты считают, что нововведение будет отложено- придется вносить изменения в законодательство.
Похоже на кастрюлю, но начинка хитрая
О планах Национальной полиции ввести мобильные патрули для "тихой охоты" на лихачей в полиции рассказывали в сентябре этого года. И вот первые четыре автомобиля - кроссоверы Skoda Kodiaq - уже закуплены. Замминистра МВД Антон Геращенко рассказал "КП" в Украине", что аппаратура работает в тестовом режиме, чтобы обучить полицейских новой работе.
- Контроль скорости на дорогах предусматривает три вида технического контроля. Первый - это стационарные камеры. 50 таких уже установлены, еще 220 приобретены и устанавливаются по Украине в местах, где чаще всего случаются ДТП. В течение полутора лет мы планируем установить 1500 камер. Они показали высокую эффективность, - говорит Антон Геращенко. - Снижение аварийности от 3 до 6 раз - это уже доказанный факт.
Второй вид - это камеры, которые устанавливаются на полицейских машинах. Их не увидишь издалека, да и вблизи не сразу разберешь, что к чему. Особенно на первых порах. Прибор внешне прост, напоминает небольшую кастрюлю, а внутри хитрая техника: лазерный дальномер и устройство для измерения скорости, которое работает в автоматическом режиме. Эта штука фиксирует скорость машин, которые едут в попутном и обратном направлении, сравнивает со скоростью полицейского автомобилем, делит, умножает…
Как только фиксируется нарушение, патрульные догоняют лихача и вручают постановление о штрафе. Дальше действуют те же правила, что со штрафами после фиксации нарушений стационарными камерами.
Третий вид технического контроля - это прибор "Трукам", который работает в полуавтоматическом режиме и которым можно замерять скорость вручную.
Проверено на замминистра
Фантомные или скрытые патрули, по словам Антона Геращенко, водятся, в первую очередь, с дисциплинарной целью.
- Водитель должен знать, что превышать скорость нельзя не только в определенном месте, а просто нельзя - нарушение могут зафиксировать в любой момент, - говорит замминистра МВД. - Эта практика очень успешно используется в других странах. Признаюсь, что сам во время зарубежной поездки был оштрафован таким фантомом.
В Европе используются как скрытые автомобильные патрули, так и машины с опознавательными знаками. Как будут выглядеть фантомы в Украине, вопрос до конца не решен. Симпатии больше склоняются к скрытым. Первые "патрули с кастрюлей" в МВД планируют запустить уже в следующем году.
Придется поменять закон
Известный эксперт по безопасности дорожного движения Владимир Караваев подтверждает, что скрытые патрули здорово дисциплинируют водителей. Но в том, что новшество появится в Украине скоро, высказывает сомнение.
- О камерах видеофиксации говорили два года, пока их наконец ввели в действие, - отмечает эксперт. - То же самое может быть и сейчас. Насколько я знаю, аппаратура испытывалась, хорошо зарекомендовала себя, но она еще не сертифицирована. А на все необходимые процедуры потребуется минимум полгода, а то и больше.
Эксперт также отмечает, что для законной работы мобильных измерителей скорости необходимо будет поменять законы.
- Нынешним законодательством предусмотрены только стационарные устройства и должен быть предупреждающий знак. Поэтому есть проблемы с "Трукамами", - отмечает Владимир Караваев. – "Трукам" должен быть закреплен на стойке или штативе, а полиция использует его в ручном режиме, что не правомерно.
Если водитель хорошо знает закон, то штраф, выписанный за измерение скорости в ручном режиме, легко обжалуется в суде.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В МВД подвели промежуточные итоги работы камер автоматической фиксации нарушений. Напомним, первые камеры заработали 1 июня. Результаты таковы:
- 30 ноября 2020 года в местах повышенной аварийности зафиксировано 8167 нарушений против 57 800 1 июня.
- С июня по начало декабря в местах, где работают комплексы автофиксации, зарегистрировано 24 ДТП с погибшими или травмированными. В аналогичный период 2019 года там же произошло 69 ДТП с тяжелыми последствиями.
- По состоянию на 30.11.2020 вынесено 1 143 491 постановление о превышении скорости.
- Уплачено 969 886 штрафов на сумму 169 402 060 гривен.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ