Лукашенко пытается пугать Запад ядерной дубинкой?

Президент Беларуси решил подогреть угасающий интерес к событиям в этой стране.

wikipedia.org

В субботу, 7 ноября, на открытии белорусской атомной станции (БелАЭС) Александр Лукашенко заявил, что "страна становится ядерной державой" Станция находится рядом с Островцом в Гродненской области и строилась за счет российского госкредита. Она состоит из двух энергоблоков общей мощностью 2,4 тыс. МВт и сможет производить 18 млрд кВт⋅ч электроэнергии в год. Здесь же Александр Лукашенко заявил о важности строительства второй АЭС в Беларуси, которую готов строить российский концерн "Росатом".

Запад насторожился

Слова Александра Лукашенко о ядерном статусе Беларуси вызвали тревогу у европейских соседей. Сразу после того, как в Минэнерго страны сообщили о подключении БелАЭС к объединенной республиканской энергосистеме, оператор энергопередающей системы Литвы Litgrid заявил о прекращении импорта энергии из Беларуси. Кроме того, Вильнюс направил Минску ноту протеста. В ней указывается, что "нерешенные проблемы ядерной безопасности" угрожают безопасности Литвы. "Действия Беларуси нарушают принципы открытости, прозрачности и добрососедства", - добавили в министерстве.

Там опасаются того, что БелАЭС находится слишком близко (всего в 50 км) от столицы Литвы - Вильнюса. Кроме того, в Европе боятся, что строительство АЭС несет новую радиационную угрозу жителям страны и соседям. Плюс некоторые эксперты полагают, что станция находится в неудачном геологическом положении и пр.

Мэрия Вильнюса рекомендовала жителям города запастись таблетками йода из-за запуска БелАЭС. "Таблетки распространяются среди населения в профилактических целях в связи с запуском Островецкой АЭС в Беларуси", - сообщила местная газета "15 минут", добавив, что "необходимо защищать щитовидную железу от вредного воздействия радиоактивного йода".

Было, да прошло

Но главная боязнь Запада заключается в том, что Лукашенко может стать Ким Чен Ыном в центре Европы и использовать АЭС для создания ядерного цикла по производству атомного оружия. Ведь Беларусь в советские времена была форпостом советской армии, нацеленной на Запад, и на ее территории находилось очень много ядерных боеголовок.

Распад СССР в начале 90-х неожиданно превратил страну в ядерную державу. По состоянию на 1989 год на территории БССР находилось около 1180 стратегических и тактических ядерных боезарядов. За их обслуживание отвечали четыре ракетные дивизии, которые базировались около Пружан, Мозыря, Постав и Лиды. Но система управления находилась в Москве.

"На территории Беларуси было столько ядерного оружия, что можно было уничтожить всю Европу", - вспоминал экс-спикер Верховного Совета Беларуси Станислав Шушкевич, который и согласился на вывоз ядерного оружия из страны.

В Декларации о государственном суверенитете Беларуси, принятой 27 июля 1990 года, было написано, что "Белорусская ССР ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику - нейтральным государством".

Отказ Минска от ядерного оружия был также зафиксирован в Беловежских соглашениях 1991 года. "Стремиться к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем, уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства", - именно так звучал один из пунктов.

"На встрече в Беловежской Пуще я заявил о согласии Беларуси вывести со своей территории все стратегическое и тактическое ядерное оружие безо всяких предварительных условий и компенсаций, так как отлично понимал, что наличие ядерного арсенала в Беларуси - реальная угроза существованию белорусов как нации. Все необходимые межгосударственные соглашения по вопросу вывода ядерного оружия были незамедлительно подписаны Беларусью, и до конца 1995 года все это оружие покинуло страну", - вспоминал в своей книге Шушкевич, который сам по образованию является физиком-ядерщиком.

Позже он заявлял, что "если бы Беларусь в свое время не вывела ядерное оружие, то оно стало бы для Лукашенко средством для шантажа".

Окончательный вывод ядерного оружия из Беларуси завершился уже при Александре Лукашенко в ноябре 1996 года. Он был против, но ничего изменить уже не мог. "Если бы у нас было это оружие, с нами бы сейчас по-другому разговаривали", - с сожалением констатировал Лукашенко спустя 20 лет.

Перед ним был опыт Северной Кореи, обладающей ядерными ракетами. И с этим вынуждены считаться - несколько раз с Ким Чен Ыном встречался Дональд Трамп.

Может ли Лукашенко создать ядерный цикл

Само по себе наличие атомных электростанций у страны еще не означает, что у нее появится ядерная бомба. Но АЭС можно считать первым шагом на ее пути создания, так как на них получают радиоактивные материалы, которые можно использовать при создании оружия.

Политические противники Лукашенко не раз заявляли, что он может использовать АЭС для ядерного шантажа. Якобы станции нужны Лукашенко для добычи оружейного плутония. Следующий шаг - переделка ракетных комплексов "Полонез", которые совместно с Китаем производит Беларусь, в тактическое ядерное оружие.

Но это, по мнению многих экспертов, маловероятно. Во-первых, Беларусь никогда не владела ядерным циклом и не производила компонентов атомного оружия. А создать с нуля его невозможно.

Кроме этого, для оружейного плутония АЭС технологически не подходит. Для полноценного ядерного цикла нужен ряд производств, на которые у Минска нет ни средств, ни специалистов.

- Лукашенко выдает желаемое за действительное. Беларусь всего лишь эксплуатирует атомку в Островце. Ее реальный хозяин - российский концерн "Росатом", и он никогда не передаст Минску в собственность ни сам обогащенный уран, ни тем более ядерные технологи и специалистов. А своих у Беларуси попросту нет. Так что это чистое бахвальство со стороны Лукашенко, и ничего более, - рассказал "КП" в Украине" военный эксперт Олег Жданов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Евросоюз ввел санкции против Лукашенко