Все смешалось…
Рынок сдает свои позиции. Если еще несколько лет назад эксперты констатировали, что в супермаркете покупать продукты комфортнее, а на рынке дешевле, то сегодня все изменилось. С одной стороны, на рынках стало гораздо удобнее, комфортнее и чище, на многих открылись отдельные мясные, сырные, рыбные, молочные и т.д. павильоны.
С другой стороны, с ценами творится полная неразбериха. Например, этой осенью многие внимательные покупатели могли заметить, что по тем же овощам борщового набора разница в ценах может быть трех-, а то и четырехкратной. Причем в пользу супермаркетов.
Если в магазинах овощи борщового набора (белокочанная капуста, морковь, свекла, репчатый лук) продают по 3-4 грн за кило, то на рынках - 10-12 грн. Аналогичная ситуация с картофелем, фруктами. Конечно, по этим позициям разница в ценах не кратная, но даже 2-3 грн на килограмме переплачивать не хочется. Особенно учитывая, что в супермаркете и овощи, и фрукты можно выбирать поштучно, в то время как рыночные продавцы зачастую отстаивают свое право наложить в пакет покупателю все подряд. А ведь как показывают исследования (подробнее см. "Кстати"), рынки часто выбирают покупатели, считающие себя бедными, надеясь, что здесь они смогут купить дешевле!
С другой стороны, все мы помним ситуацию, когда в период карантина рынки во многих городах Украины не работали, и торговые сети, пользуясь своей монополией, взвинтили цены до небес. Так что говорить о том, что мы можем прекрасно обходиться только торговыми площадками магазинов, пока рано.
Шесть из десяти идут в супермаркеты
О том, что в покупательских предпочтениях все далеко не однозначно, говорят и результаты исследования, проведенного компанией Research & Branding Group нынешней осенью.
Как показали , сегодня украинцы чаще всего предпочитают покупать продукты в супермаркетах (57%), на рынках (46%) и в небольших магазинах "у дома" (41%). Значительно реже наши сограждане делают покупки на оптовых продуктовых базах (8%), на раскладках и в киосках (3%) или в других торговых точках. О том, что он ест продукты, произведенные в собственном хозяйстве, рассказал лишь каждый двадцатый.
Авторы исследования отмечают, что за последние четыре года заметно выросла доля украинцев, которые покупают продукты в супермаркетах (с 43 до 57%) и в небольших магазинах "у дома" (с 37 до 41%). Вместе с тем более чем втрое сократилось число семей, потребляющих продукты собственного производства (с 18 до 5%), а покупать продукты у уличных торговцев украинцы стали вчетверо реже (1% в 2020-м против 4% в 2016-м).
Оказалось, что определенное влияние на потребительские предпочтения украинцев оказывает регион их проживания. Так, наиболее низкий удельный вес тех, кто покупает продукты в супермаркетах, зафиксирован среди населения Западной Украины (42%), а самый высокий - среди жителей востока страны (72%). Также жители восточных областей делают покупки продуктов в магазинах "у дома" (49%) чаще, чем жители центра (40%) и юга (26%). В то же время в южных областях Украины зафиксирована самая высокая по стране доля покупателей продуктов на рынках - 65%.
Также на выбор места регулярных покупок продуктов влияет возраст покупателей: в то время как молодые люди и люди среднего возраста предпочитают супермаркеты, пенсионеры часто покупают продукты на рынках.
В ТЕМУ
Людей, которые недоедают, пандемия не беспокоит
При обсуждении темы места покупок неизбежно возникает вопрос, как на предпочтения украинцев повлиял коронавирус.
- Первая волна карантина ударила в основном по продуктовым рынкам и помогла супермаркетам нарастить продажи, - отметил в комментарии "КП" в Украине" экономист Владислав Банков. - Но вряд ли можно говорить о том, что карантин как-то повлиял на привычки делать покупки в определенных местах. Относительно качества продуктов, то оно примерно одинаковое, поскольку поставщики у рыночных торговцев и у супермаркетов одни и те же. Разве что крупным операторам рынка удается получить от поставщиков более весомые скидки, а иногда еще и плату за полку. Задача покупателя - купить продукты хорошего качества дешевле, а где это сделать, не имеет решающего значения.
По словам эксперта, влияние карантина на поведение покупателей несколько преувеличено. Даже снижение вчетверо частоты покупок у уличных торговцев Владислав Банков склонен объяснять не боязнью заразиться, а снижением покупательной способности.
- Я бы, скорее, сказал, что нищета догоняет покупателей из этого сегмента, - поясняет Банков. - Растущие тарифы и цены на продукты первой необходимости забирают деньги, которые раньше тратились на домашнего гуся или курицу "с тротуара". Те, для кого проблемой является элементарное недоедание, не сильно обеспокоены этой "эпидемией".
Эксперт приводит еще одно интересное наблюдение. Если раньше рост цен на продукты всегда сопровождался всплеском розничных продаж, то нынешнее подорожание сахара и муки, которое мы наблюдаем последние несколько недель, проходит без роста спроса. И это в очередной раз свидетельствует о том, что свободных средств у граждан почти не осталось.
КСТАТИ
Заметную роль в выборе места для покупки продуктов играет тип населенного пункта, в котором проживают опрошенные. Так, жители областных центров совершают регулярные покупки продуктов в супермаркетах (77%) чаще, чем жители других городов (61%) и сельской местности (32%). Кроме того, горожане значительно чаще делают покупки продуктов на рынках, чем это делают сельские жители (50% против 38%). Что касается покупок в небольших магазинах "у дома", то эти точки предпочитают жители сел (58%) и обычных городов (38%), в отличие от жителей областных центров (28%).
В определенной степени потребительские предпочтения украинцев связаны с уровнем их достатка: люди, которые считают уровень своего достатка низким, ходят в супермаркеты реже, чем те, кто уверены, что получают средний или высокий доход.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ