Миротворцы, обмен территориями, буферная зона: как остановить войну в Карабахе

Сейчас, в самый разгар военного противостояния между Азербайджаном и Арменией, обе стороны по-разному видят разрешение конфликта.

Фото: Министерство обороны Армении

Азербайджан как сторона, которая сейчас находится в более выигрышном положении, выдвигает ультиматумы. Президент Ильхам Алиев заявил, что боевые действия в Нагорном Карабахе прекратятся, если армянские войска полностью выйдут из региона.

"У нас есть одно условие - они должны убраться прочь с наших земель безоговорочно, полностью и немедленно", - сказал Алиев.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян ранее заявлял, что переговоры будут иметь смысл, если Азербайджан готов отойти от своих максималистских требований и признает права народа Карабаха.

Но война не может длиться бесконечно, и раньше или позже, сторонам придется сесть за стол переговоров. Грузия, например, уже предложила представителям Азербайджана и Армении провести в Тбилиси встречу, направленную на установление переговорного процесса между конфликтующими сторонами.

"КП" в Украине" выясняла, какие существуют и какими могут быть возможные планы компромисса по Карабаху.

План Совбеза ООН

Пару дней назад президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что конфликт вокруг Нагорного Карабаха должен быть урегулирован на основе резолюций Совбеза ООН. Их с момента начала конфликта принято четыре. И все они предусматривают безусловный вывод армянских подразделений с оккупированных земель Азербайджана.

Резолюция Совбеза ООН №822 была принята сразу после оккупации Арменией Кельбаджарского района Азербайджана. В документе говорится о требовании скорейшего освобождения территорий, занятых армянскими военными. 

Вслед за оккупацией Агдамского района Совбез ООН принял резолюцию №853 с призывом к прекращению огня и выводу армянских войск со всех территорий, в том числе города Агдам.

Призыв к прекращению огня и миру содержался и в резолюции №874, принятой после оккупации Физулинского, Джабраильского и Губадлинского районов Азербайджана.

Последняя из резолюций СБ ООН (№ 884) была принята после оккупации Зянгиланского района и также предусматривает безусловный вывод армянских подразделений со всех захваченных территорий Азербайджана.

"Территориальную целостность Азербайджана признали все страны мира, включая Украину. Плюс есть резолюции СБ ООН, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. В них четко прописано, что армянские вооруженные формирования должны покинуть оккупированные территории Азербайджана. То есть механизмы решения конфликта есть. Нужно, чтобы Армения уважала международное право и не претендовала на чужие земли", - поясняет эту позицию председатель Объединенной диаспоры азербайджанцев Украины Хикмет Джавадов.

Обмен территориями

Поскольку Армения отказывается выполнять резолюции, периодически возникают новые планы урегулирования конфликта. Первый из них еще в 1992 году предложил американский дипломат Пол Гобл.

"План Гобла" предлагал первым шагом к урегулированию конфликта обмен территориями Азербайджана и Армении для создания коридоров, соединяющих территории стран с их "анклавами". Азербайджан получает коридор к Нахичевани через Мегринский район в Южной Армении. В обмен на это Армения получит коридор к Нагорному Карабаху, проходящий через Лачинский район в Азербайджане.

В 2001 году Гейдар Алиев и Роберт Кочарян даже начали дискуссию по этому варианту. Но на него последовала крайне негативная реакция политической оппозиции и гражданского общества в этих странах, и идея обмена территориями ушла с повестки дня.

Возврат "буферной зоны"

Сейчас, помимо Нагорного Карабаха, Армения контролирует еще семь районов Азербайджана, которые называет "буферной зоной" или "зоной безопасности". Это Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джебраильский, Зангеланский районы Азербайджана полностью и Агдамский и Физулинский – частично. Их захват был квалифицирован Советом Безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана. И теперь в обмен на прекращение войны Армения могла бы вывести свои войска оттуда и отдать эти территории Азербайджану.

"Нужно освободить часть территорий, и вынужденные переселенцы должны вернуться. Статус Нагорного Карабаха можно определить позднее. Статус не должен противоречить территориальной целостности Азербайджана", - об этом Ильхам Алиев говорил еще в начале этого года на встрече с Николом Пашиняном на Мюнхенской конференции по безопасности.

Но сейчас министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян заявляет, что его страна не пойдет на односторонние уступки в урегулировании ситуации в Нагорном Карабахе: "Армения не ставит каких-либо предварительных условий и заявляет, что мирное решение карабахского конфликта не имеет альтернативы. Азербайджан пытается решить вопрос силовым методом, ожидая от Армении и Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха. – Ред.) односторонних уступок. Это исключено".

"План Лаврова": территории в обмен на миротворцев

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в 2015 году предложил вернуть Азербайджану пять из семи районов  и в обмен на это разместить российские войска в качестве миротворческого контингента в Карабахе.

В Азербайджане к этому плану отнеслись настороженно. Во-первых, потому, что остается нерешенным вопрос Лачинского и Кельбаджарского районов. А кроме этого, близость России и Армении вызывает опасение Азербайджана и ставит под сомнение способность РФ стать нейтральным и беспристрастным миротворцем в Карабахе.

Тема введения "голубых касок" ООН и международных наблюдателей с широким мандатом в зоне конфликта также могла бы стать вариантом начала решения проблемы, но сейчас она не является приоритетной в международном сообществе.

Новый формат переговоров

Урегулированием конфликта в Карабахе вот уже почти 30 лет занимается Минская группа ОБСЕ (создана в 1992 году). Сопредседателями являются Россия, Франция и США. В состав группы также входят Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция, плюс Армения и Азербайджан. Но, как видим, ее усилия не дают возможности разрешить конфликт.

"Мы до сих пор не видели никакого успеха Минской группы ОБСЕ", - приводит слова сопредседателя Международного фонда стратегических исследований (USAK) из Турции Камера Касима Deutsche Welle. Поэтому возникает вопрос о ее эффективности и необходимости создания нового формата переговоров, с привлечением, например, Германии и усилением роли Турции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Нагорный Карабах: чью сторону примет Запад