"КП" в Украине" проверила слух о том, что некоторые предметы школы могут просто засчитать как пройденные, без внесения в табель конкретного балла.
Министерство образования и науки на днях ответило на ряд вопросов сообщества педагогов о работе во время адаптивного карантина. В частности, была поднята тема об оценивании знаний учеников.
Вопрос ставился так, мол, могут ли школы ставить ученикам "зарах" (зачем) или "не зарах" (не зачет) вместо привычных 12 баллов по таким предметам, как физкультура, труды, рисование, музыка, основы здоровья, и некоторым другим? Правда, при условии, что 50% материала дети изучают дистанционно.
Ответ, который дало министерство, тут же подхватили СМИ, и расплодились новости в духе, мол, "учителя могут не ставить детям оценки" или "на время карантина в Украине меняется система оценивания школьников". Оценку таким высказываниям мы давать не беремся, ведь в ответах Министерства образования и науки четко написано, что они не рекомендуют применять шкалу "зачет" - "не зачет" для оценивания детей по предметам инвариативной составляющей. Но мы узнали, что думают о таком новшестве эксперты по образованию.
"КП" в Украине" обратилась к директору киевской гимназии №34 Алевтине Багинской с вопросом, что это за составляющая и как быть с физкультурой, трудами и другими предметами. Как объяснила Алевтина Тадеушевна, инвариативная составляющая – это обязательные предметы к изучению, и в их число входят вышеупомянутые.
|
- Музыка, труды, физкультура – это инвариативная составляющая, обязательная составляющая образовательной программы в любом классе, - отметила директор.
Сама Багинская против даже мысли такого упрощенного подхода к оцениванию предметов.
- Если идти по пути "засчитано"-"не засчитано", может совсем есть смысл исключить эти предметы из школьной программы, если мы не будем оценивать их по 12-балльной шкале? Я считаю, что физкультура – очень важный предмет, и ребенок будет демотивирован, и не будет заниматься физкультурой, если его успех просто "засчитать". Фактически так убивается желание заниматься, тогда зачем нам учителя физкультуры? Уровень профессионального интереса учителей физкультуры в таком случае также снизится. Классный руководитель напишет "засчитано" - и прекрасно? – недоумевает директор гимназии.
По словам Алевтины Тадеушевны, в их школе во время карантина прекрасно справились и с физкультурой – нашли пути и поддерживать интерес учеников, и заниматься, несмотря на "удаленку".
- Есть масса разнообразных форм, которые можно использовать в случае дистанционного образования. Например, в прошлом учебном году, когда работали в условиях карантина, выставляли тематические итоговые оценки на основе трех оценок, которые ученик получал по физкультуре. Первая была за проектную работу, ученики исследовали разные виды спорта, составляли интересные проекты об украинских спортсменах международного уровня. Была оценка и за комплекс упражнений, которые ребенок мог снять и передать материал учителю. Также была работа теоретическая, дети проходили тесты, ведь в программе предусмотрены занятия не только по отработке разных видов спорта, но и о теории – безопасность, правила подачи мяча, общие вопросы. Я категорически против отсутствия оценки как по физкультуре, так и по курсу искусств, - подчеркивает Алевтина Багинская.
Директор считает, что такой подход может разделить школьную программу на "важные предметы" и "второсортные", что недопустимо.
- Я в образовании всю свою сознательную жизнь, и для меня, как руководителя, нет разницы – учитель математики передо мной или физкультуры. Я одинаково отношусь с уважением к любому из моих сотрудников. Знаю, что некоторые физруки могут дать фору учителю математики по своему педагогическому мастерству, профессиональному уровню, стремлению к самообразованию, креативности. Могу это подтвердить на личном примере в школе, - говорит директор. - У меня в этом году пришел новый учитель музыки – прекрасный специалист! Я так долго ждала такого учителя! И как обесценить простым "зарах" ее работу? С таким отношением и у родителей, и у детей будет формироваться мысль, что это второстепенный, ненужный предмет. В наших законах об образовании сказано, что школа – это пространство для всестороннего развития ребенка, в котором у ученика будет формироваться эстетический вкус, в котором ребенок будет понимать, что значит здоровье, как к нему относиться, как держать себя в форме.
|
ОФИЦИАЛЬНО
"КП" в Украине" попросила представителей Министерства образования и науки детальнее рассказать о том, какова же судьба оценивания предметов "Физкультура", "Рисование" и других. Как нам объяснили в МОН, это предметы инвариативной составляющей и оценивать их нужно по 12-бальной системе.
Использовать "зарах"-"незарах" или другую систему оценивания знаний учеников украинские школы могут, о чем говорится в законе, но проблема в том, что должны быть четкие критерии, как эту оценку перевести в 12 баллов. Например, школы, которые хотят оценить знания простым "зарах", должны четко объяснить – это 12 баллов, или, к примеру, 6. Переводить же с собственной системы в общепринятую необходимо, поскольку, как объясняют в МОН, годовая оценка или итоговая аттестация должны ставиться исключительно по 12 бальной шкале.
- Формально заведение может использовать и 100-бальную, и 2-балльную шкалу оценивания, но учитывая проблемы, связанные с некорректностью перевода 2-балльной шкалы в 12-балльную, МОН не рекомендует применять шкалу "зачет"/"не зачет" для оценивания предметов инвариантной составляющей", - рассказали в Министерстве образования.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
От водителей до парикмахеров: на кого хотят учиться в ПТУ
Министерство образования определило приоритетные рабочие специальности среди абитуриентов-2020.