За день до крайнего срока, то есть до 15 сентября, правительство представило проект бюджета на следующий год. По сути, это первый бюджет новой власти, который верстается в условиях экономического кризиса. Эксперты уже говорят, что цифры, которые туда заложены, слишком оптимистичны или взяты "от фонаря".
Бюджетная дыра
Обычно мы начинаем обзор бюджета с курса доллара или роста ВВП страны. Но в этот раз в глаза бросается другая цифра – огромный дефицит.
- Проект государственного бюджета на 2021 год предполагает рост доходов на 9,4%, расходов - на 5,1%, - сообщил глава Министерства финансов Украины Сергей Марченко. - Доходы предусматриваются на уровне 1,071 трлн грн, расходы - 1,35 трлн грн.
То есть мы видим, что правительство решило продолжать жить в долг. И если в этом году такая политика имела объяснение – кризис пришел неожиданно и нужно было выкручиваться, то в следующем году можно было быть и поскромнее.
- В проект заложен гигантский дефицит бюджета – 270 млрд грн, - говорит экономист Тарас Козак. - Это 6% от валового внутреннего продукта Украины. Приемлемым в нормальных условиях считается дефицит до 3% ВВП. Переживаю, что в условиях высокой коррупции и при отсутствии реформ правоохранительной и судебной систем эти средства могут быть просто разворованы.
Кроме того, по словам экономиста, в проекте присутствует и скрытый дефицит бюджета - государственные гарантии.
- В частности, только на строительство дорог предусмотрен 71 млрд гарантий, - говорит экономист. – Традиционно государственные гарантии в Украине превращаются в будущие расходы бюджета.
Но бюджетная дыра может вырасти еще больше за счет того, что кризис окажется глубже, чем это предполагают в правительстве. По мнению экономиста Всеволода Степанюка, цифры доходной части бюджета завышены. Эксперт уверен, что падение в этом году будет глубже, чем рассчитывают авторы документа
- Я больше склоняюсь к прогнозу МВФ, согласно которому украинская экономика по итогам 2020-го упадет на 8%, причем это еще позитивный прогноз, - отметил Степанюк в комментарии "КП" в Украине". – Думаю, что нас ждет падение не менее 10%. Но даже на фоне 8% доходная часть не будет прошлогодней, а мы видим, что она запланирована даже больше, чем в 2019-м. Это дает все основания говорить о том, что данный бюджет оторван от реальности.
Покрывать бюджетную дыру традиционно собираются за счет наращивания долгов. Проект госбюджета-2021 предполагает рост заимствований для финансирования общего фонда госбюджета на 64,2 млрд грн, или 10,3%, - до 684,7 млрд грн, из них облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) составят 549,1 млрд грн.
Согласно презентации Минфина, от евробондов в следующем году планируется получить 86,4 млрд грн, или около 3 млрд долларов. Финансирование бюджета от МВФ и других МФО ожидается в размере 43,2 млрд грн ($1,5 млрд), от приватизации – 6 млрд грн.
Оттолкнемся от дна?
В правительстве считают, что экономика в следующем году вырастет на 4,6%. То есть докризисного уровня мы в 2021 году не достигнем. Но даже такие темпы роста эксперты ставят под сомнение.
- Что касается прогноза роста в будущем году на 4%, то эти цифры вообще взяты с потолка, ведь у правительства нет ни одной программы, которая бы смогла дать такой рост, а сама по себе экономика после такого кризиса на 4% не вырастет, - говорит Всеволод Степанюк. - Особенно учитывая, что от карантина пострадали ЕС и другие страны, а мы явно зависим от внешней торговли.
На внутреннем рынке увеличить спрос и производство тоже вряд ли получится.
- Внутренних инвестиционных программ нет, - констатировал Всеволод Степанюк. – Строительство дорог – это, конечно, прекрасно, но это не производственный сектор. То есть затраты есть, и немалые, но прибыли это строительство не приносит. У правительства вообще нет ни единого проекта, который мог бы приносить прибыль, у него нет даже утвержденной программы! Так что все цифры в бюджете взяты "от фонаря", просто чтобы подать документ в срок. А дефицит бюджета будет снова погашаться за счет заимствований: нас снова ждут ОВГЗ и поза "чего изволите?" перед МВФ.
Экономист Даниил Монин говорит, что при такой структуре бюджета ожидать смягчения налогового законодательства, в частности введения налога на выведенный капитал, не предвидится.
- Мы видим тотальное доминирование государства в экономике, - говорит Монин. – И у меня возникает вопрос: как может экономика восстанавливаться с таким уровнем государственных расходов? Это же нереально.
Курс и цены
В правительстве готовили проект бюджета, предполагая, что гривна продолжит девальвировать.
- Курс доллара, на котором рассчитывается бюджет, составляет в среднем по году 29,1 грн/$1, - заявил Сергей Марченко. - Этот показатель был согласован с Национальным банком Украины.
Другими словами, если в конце этого года курс доллара будет на нынешнем уровне, около 28 грн за доллар, то к концу следующего должен быть около 30 грн за доллар. Правда, стоит отметить, что в последние годы правительственный прогноз ни разу не сбылся.
Такая девальвация национальной валюты и рост минимальной зарплаты до 6 тысяч гривен с 1 января и до 6,5 тысячи гривен с 1 июля приведут к росту цен на 7,3 %.
- Нацбанку придется поднимать учетную ставку, - говорит Тарас Козак. – Поэтому про ипотечные кредиты со ставкой менее 10% годовых в гривне придется забыть. Моя оценка проекту бюджета - хочется жить на широкую ногу, по-богатому, а в карманах дыры.
На что потратят
Если проанализировать статьи расходов, то получится, что больше решили потратить на строительство дорог, силовые ведомства, медицину и образование. То есть власть продолжит пиариться на фоне больших строек и перерезания ленточек.
Основные статьи расходов на следующий год выглядят следующим образом:
- Программа "Большое строительство" (развитие дорожной инфраструктуры) - 150 млрд грн (+20,7 млрд грн).
- Расходы на безопасность и оборону - 267 млрд грн (+21 млрд к плану с изменениями на 2020 год):
- на зарплаты военным и правоохранителям - 131 млрд (+8,3 млрд грн).
- Расходы на образование - 174 млрд грн (+34 млрд к плану 2020 года):
- на доплаты зарплат учителям +21,2 млрд грн (это увеличение зарплат на 30%).
- Расходы на медицину - 156 млрд грн (+27,5 млрд грн):
- предусматривается увеличение зарплат медиков на 30%;
- на программу медицинских гарантий планируется 123,4 млрд;
- на борьбу с коронавирусом - 19,4 млрд (из которых 2,6 млрд грн на вакцинацию).
- Расходы на социальную защиту населения - 324 млрд грн (+7,5 млрд к плану 2020 года):
- расходы на Пенсионный фонд - 204 млрд грн.
- На компенсацию процентов по кредитам для малого и среднего предпринимательства - 2 млрд грн.
- Финансовая поддержка регионов (ГФРР) - 9,4 млрд грн (+4,5 млрд к плану 2020 года).
- Расходы на культуру - 7,5 млрд грн (+2,8 млрд к плану 2020 года).
- Расходы на спорт - 7,4 млрд грн (увеличено в 2,7 раза к плану 2020 года).
- В поддержку угольной отрасли - 4,5 млрд грн.
- В поддержку аграриев - 4,2 млрд грн.
- Цифровизация отраслей экономики - 2,9 млрд грн.
- Закупка 100 пассажирских вагонов для железной дороги - 3,3 млрд грн.
- Программы поддержки малого и среднего бизнеса - 12 млрд грн.
Правда, нужно понимать, что эти цифры претерпят существенные изменения во время рассмотрения в сессионном зале. Депутаты будут отстаивать интересы финансово-промышленных групп, а значит, что фонд оплаты учителей может существенно сократиться, а деньги пойдут на очередную стройку века или компенсации украинским олигархам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Отопительный сезон 2020-2021: хватит ли нам газа, сколько заплатим за тепло и будут ли субсидии