Тайна 12 генпрокуроров: кто отравил Виктора Ющенко

Одно из самых громких политических дел остановилось на мертвой точке.

Фото: Соцсети

"День в Чернигове выдался трудным. Кандидат в президенты проводил встречи с однопартийцами, долго выступал на митинге, растрогав избирателей до слез. Заглянул в дом к старому знакомому, чтобы помянуть дубовой настойкой его усопшую жену. И только к вечеру позволил себе поесть и отдохнуть от политики.

Форель, суши и коньяк, которые подавали в ресторане основателей сети супермаркетов "Фокстрот", помогли немного расслабиться, но еще одна важная встреча была впереди.

- Все, поехали, нас давно на даче ждут, стол накрыт, - теребил за локоть Друг. - Отпускай своих орлов, машина готова.

Начальник охраны проводил пару настороженным взглядом, но перечить не стал. Босса он увидел утром следующего дня, когда тот корчился от жутких болей…"

Так может начинаться сценарий фильма об одном из самых громких и загадочных политических отравлений. Которое то ли было, то ли не было. Пошел 17-й год, как нет ответа.

Тяжелое утро

Недомогание и головную боль Ющенко почувствовал в ночь с 5 на 6 сентября 2004 года, когда покинул гостеприимную дачу зампредседателя СБУ Владимира Сацюка. Кроме хозяина особняка, Виктор Андреевич разделил свой второй ужин с главой СБУ Игорем Смешко и Давидом Жванией, который и привез его в Осокорки. Главным блюдом на столе был плов, который порционно раздавал помощник Сацюка - бывший сотрудник УБОП Тарас Залесский.

Позже Жвания в интервью скажет, что у Сацюка они с Ющенко ели мало, потому что были сыты первым ужином. Запивали рис пивом, а когда перешли с веранды в дом, вернулись к коньяку, который заедали фруктами, медом и орешками.

…Утром к головной боли Ющенко прибавились желудочная боль и тошнота, страшно заломило позвоночник. Созванные женой врачи пришли к выводу, что это обострение болезни поджелудочной железы.

Все предвыборные поездки пришлось отменить. Евгений Червоненко, который в 2004‑м заведовал охраной Ющенко, категорически возражал, чтобы больного отвезли в 4-е (для властной элиты) отделение при Минздраве: "Там его могут убить!".

В ночь на 10 сентября Ющенко госпитализировали в австрийскую клинику "Рудольфинерхаус" с подозрением на острый панкреатит. 11 сентября директор заведения Михаэль Цимпфер сообщил, что в крови кандидата в украинские президенты найден диоксин в критической концентрации.

"Проблемы еды, проблемы режима"

Австрийские врачи настоятельно рекомендовали Ющенко оставаться в больнице. Плюс к отравлению диоксином у него установили паралич лицевого нерва. Но каждый день отсутствия в информпространстве грозил потерей рейтингов.

17 сентября вице-спикер Александр Зинченко сделал с трибуны Верховной Рады заявление об отравлении Ющенко, указав точную дату - 5 сентября, а на следующий день кандидата в президенты выписали из клиники.   

"Новое" лицо человека, которого называли секс-символом политики, действительно вызвало шок. Симпатики Виктора Андреевича однозначно поверили, что это козни его врагов, противники запустили альтернативные версии: неудачная пластическая операция, аллергия на омоложение стволовыми клетками, результат неправильного питания…

"Пусть Зинченко первым пробует еду, а потом Ющенко", - съехидничал замглавы АП Василий Базив.

"Советую Ющенко и другим употреблять надежные, проверенные продукты, чтобы не вспоминать потом об отравлении через две недели", - бросил реплику глава социалистов Александр Мороз.

Виктору Андреевичу даже пришлось оправдываться. 21 сентября с парламентской трибуны он заявил, что случившееся с ним - это не "…проблемы еды. Это проблемы политического режима".

- Информация об отравлении Виктора Ющенко, а тем более драматические перемены в его внешности сыграли не решающую, но все же значимую роль в исходе Оранжевой революции, - считает политолог Алексей Якубин.

Череда совпадений

В тот же день, когда Ющенко с трибуны Рады клеймил режим, Генеральная прокуратура открыла уголовное дело по статье 112-й УК - "Покушение на жизнь государственного или общественного деятеля".

25 октября следствие обнародовало выводы украинских экспертов: активизация латентной вирусной герпетической инфекции. Дело закрыли за неделю до первого тура президентских выборов 2004 года. Постановление подписал генеральный прокурор Геннадий Васильев.

А потом началась Оранжевая революция, на волне которой к власти в Генпрокуратуре вернулся уволенный в 2003 году Святослав Пискун. На второй после назначения день - 11 декабря - он подписывает постановление о во­зобновлении следствия.

В то же самое время - вот череда совпадений - директор клиники Rudolfinerhaus и врач Николай Корпан созывают пресс-конференцию, на которой оглашают результаты лечения и последнего обследования Виктора Ющенко. Мнение однозначное: это диоксин, попавший в организм политика с пищей или питьем. Медики подчеркивают, что не исключают преднамеренное отравление.

Любопытно, что в Rudolfinerhaus была и своя оппозиция. Главный врач Лотар Вике, который в сентябре знакомился с результатами анализов Ющенко, отвергал версию об отравлении. Противостояние с высшим руководством в этом вопросе стоило ему должности - в январе 2005 года Вике уволили с поста.

То ли ищут, то ли нет

В январе 2005 года после третьего - исключительного - тура выборов Ющенко становится президентом. Не было сомнений, что дело об отравлении раскроют. Святослав Пискун декларировал активность следствия и даже лично летал в австрийскую клинику для изучения истории болезни. Назначались экспертизы, опрашивались свидетели, тома уголовного дела росли и пухли на глазах.

5 мая 2005-го Пискун заявил, что круг подозреваемых уже определен и по ним ведется серьезная работа.

Официально детали не сообщались, но окружение Ющенко активно муссировало "кремлевский след", а пресса обсуждала  роль Владимир Сацюка, его повара и двух помощников (один на даче 5 сентября не присутствовал, но якобы привез диоксин из России). Но никого из них в Украине уже не было.

Когда Владимир Сацюк со свитой уехали в Россию, неизвестно. В июне 2005-го Александр Турчинов, занявший пост председателя СБУ, в интервью "Зеркалу недели" заявил, что задержать Сацюка помешала Генеральная прокуратура: разрешение на привод выдали только через три дня после его бегства из Киева.

Сам Ющенко, касаясь темы отравления, говорил, что лично обращался к Владимиру Путину с просьбой посодействовать в расследовании, но отзыва не получил.

В июле 2005 года Святослав Пискун заявил, что Сацюк подозревается в серьезном преступлении и объявлен в розыск. Но вслед за этим в украинском бюро Интерпола сообщили, что не получали заявок от Генпрокуратуры.

Ющенко, Сацюк и Смешко вечером 5 сентября 2004 года, когда произошло отравление. Фото: Давида Жвании

Обвиняется дача

Несмотря на декларации, Пискун не закончил "диоксиновое дело". Осенью 2005‑го между ним и президентом произошел конфликт, кресло пришлось уступить Александру Медведько. Колесо истории с отравлением завертелось по-новому. На Пискуна посыпались обвинения в халатности, для Ющенко назначили новые экспертизы.

В сентябре 2006-го Медведько похвалился, что следствие близится к финишу, а в декабре сам Ющенко заверил, что основные фамилии соучастников отравления следствию известны и якобы понятно, кто и когда подсыпал яд в угощение.

Президент все время избегал называть фамилии и был прав. Стоило в одном из интервью упомянуть Владимира Сацюка, как тут же от него был заявлен иск о защите чести и достоинства. В 2007 году его рассматривал Шевченковский суд Киева.

- В суде представитель президента Виктора Ющенко заявил, что речь шла не о Сацюке, а его даче, - поделился в "КП" в Украине" воспоминаниями бывший адвокат Сацюка Виктор Петруненко. - То есть персона моего клиента не упоминалась в контексте событий, которые повлекли ухудшение здоровья Ющенко.

Первую и вторую инстанцию Владимир Сацюк проиграл и действительно собирался дойти до Европейского суда. Отметим, что честь и достоинство он защищал, пребывая вне пределов Украины. И имел на то полное право - он не получал обвинений и не числился (не числится до сих пор) в розыске.

В 2010 году следователи Генеральной прокуратуры наконец допросили Владимира Сацюка в Москве по делу об отравлении Ющенко, но это была совсем другая политическая ситуация.

Разворот на 180 градусов

Как считает ряд экспертов, самым продуктивным в работе над делом о диоксиновом отравлении был период, когда следственную группу возглавляла следователь по особо важным делам Галина Климович.

- Категорически заявляю, что доказательства умышленного отравления были, - говорил в 2019 году в интервью "КП" в Украине" бывший следователь группы Климович Алексей Донской. - Мы установили не только факт, но и мотив преступления.

По отзывам, Виктор Ющенко очень доверял Галине Климович, предоставил ей личную охрану и бронированный "Мерседес". Женщина-"важняк" намеревалась допрашивать по делу самых видных и важных политиков, запрашивала документы на прослушку и слежку, чем вызвала ряд скандалов.

В 2010 году, когда к власти пришел Виктор Янукович, а кресло генпрокурора занял Виктор Пшонка, Климович с группой отстранили от расследования. В знак протеста она подала в отставку.

Следствие поручили новому руководителю, а куратором назначили замгенпрокурора Рената Кузьмина, известного "антиоранжевыми" настроениями. Отношение к делу развернулось на 180 градусов.

Допрошенный Владимир Сацюк отрицал свою причастность к диоксину, стал сотрудничать со следствием и получил возможность въезжать в Украину без страха быть задержанным. От Ющенко Генпрокуратура потребовала заново сдать кровь, поскольку прежние образцы якобы были уничтожены.  В ответ не прозвучало ни "да", ни "нет".

В 2018 году Ренат Кузьмин так напишет об этом деле: "В ходе расследования дела об "отравлении" Ющенко не только не доказано участие российских спецслужб, но и не установлен сам факт отравления диоксином. Материалы экспертиз, проведенных европейскими лабораториями, не выдерживают никакой критики".

Сам Виктор Ющенко был допрошен по своему делу всего один раз - в 2008 году. В Генпрокуратуре он называл имя Давида Жвании как одного из возможных организаторов.

Жвания от дачи показаний следствию отказался. В разных вариантах он то признавал, то отрицал факт отравления. В частности, в интервью "КП" в Украине" летом 2008 года заявил, что лицо Ющенко изуродовал не диоксин, а воспаленный тройничный нерв. Но тогда Жвания находился в жесткой оппозиции к президенту.

И что в итоге?

За время расследования "диоксинового скандала" в Украине сменилось 12 генпрокуроров. Только после 2014 года на этом посту шесть раз менялся шеф ГПУ. Из этой плеяды единственный Юрий Луценко вспомнил о громком деле, и то не по своей воле. В большом интервью Дмитрию Гордону  на вопрос, было ли отравление, он ответил - "да". Но признал, что об отравителях ничего не известно.

По статье УК, которую применили в 2004 году, сроков давности нет. "Диоксиновое дело" не закрыто, но отправлено под сукно. Сам пострадавший не пишет жалобы на медлительность следствия и не пытается жать на педали.

- Потому что это такие вещи, которые трудно доказать. Все версии, кроме основной - отравление, озвучивались политиками. А к политикам у нас доверия нет, мы вообще живем в культуре полуправды, - говорит директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Политолог считает, что сам Ющенко не добивается истины из осторожности. А вдруг она окажется не такой, как нужно? Одной политической загадкой больше, одной меньше - не беда.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Диоксин - не диоксин. Как следствие меняло версии в "деле Ющенко"