Эксперты о легализации электросамокатов: Выполнить закон рискнет только тот, кто решил покончить с жизнью

Наша дорожная инфраструктура не приспособлена под модные гаджеты.

Фото: УНИАН

Благодаря законопроекту, вынесенному на рассмотрение в Верховной Раде, наше правовое полепополнится новым термином "персональный легкий электротранспорт".  Под него подпадают сигвеи, гироскутеры, гироборды, электрические самокатыи прочие гаджеты, которые уже воспринимают как альтернативу традиционному транспорту.

Технический прогресс не стоит на месте – это хорошо. Плохо, что реализоваться ему приходится в инфраструктуре, отстающей в развитии минимум лет на 60. Поэтому идея сделать модные покатушки полноправным участником дорожного движения вызывает у экспертов сомнения: грозит увеличиться статистика ДТП.

Дать права велосипедистов

Сегодня гироскутеров, электросамокатов и даже электровелосипедов в правилах, регулирующих дорожное движение, нет. Они не транспорт и не пешеход – катайся где хочешь и как хочешь. Так и поступают.

- На днях я видел, как по тротуару Крещатика между взрослыми и детьми лавировал мужчина на электросамокате. Максимальная скорость у этого гаджета 40 километров в час, примерно с такой он и ехал. Если бы столкнулся с пешеходом, не дай бог, с ребенком, могли наступить очень серьезные последствия, - говорит известный эксперт по безопасности дорожного движения Владимир Караваев.

Не меньше опасений в пешеходной зоне вызывают гироскутеристы и лихачи на моноколесах. Но если такие штуки рассматривают больше как развлечение, то самокаты на электрическом ходу вовсю используют в практических целях – для поездок на работу, развозки заказов и так далее.

Авторский коллектив законопроекта №3023 решил однозначно: с тротуаров покатушников убрать! В предлагаемой редакции владельцы легкого электротранспорта приравниваются к велосипедистам и получают в свое распоряжение специальные дорожки. На худой конец – край проезжей части, улицы или обочину. Но у нас же нет другого конца, кроме худого.

Электросамокаты часто используют для поездки на работу или развозки заказов. Фото: Григорий Константинов

Если примут – исполнять не будут

Велосипедных дорожек вдоль проезжих трасс в Киеве и других больших городах днем с огнем не найдешь.

- Возьмем лучший из возможных вариантов: автодороги с выделенными полосами для общественного транспорта, - говорит Владимир Караваев. – Кто наблюдал, тот знает, что по краям могут быть открытые ливневки. Человек на электросамокате видит такой "капкан" за метр, делает маневр и… попадает под маршрутку.

Об обычных автотрассах нечего и говорить - на первой же выбоине самокатчик или гироскутерист рискует вылететь под колеса мимо идущих автомобилей. Выполнить предложенные депутатами правила на моноколесе рискнет только человек, твердо решивший покончить с жизнью.

Ладно, взрослые – они отвечают за себя. А дети? Для покупки и пользования электрогаджетами в Украине нет возрастных ограничений. То есть - абсолютно. Не указаны они и в законопроекте №3023.

Сигвей, конечно, побольше самоката, но на проезжей части также уязвим. Фото: Григорий Константинов 

Владимир Караваев говорит: если предложение станет законом, то в данном случае будет действовать подзаконный акт для велосипедистов - до 14 лет разрешается ездить по пешеходной части. После 14 – по транспортной.

- Эти нормы писались очень давно, когда интенсивность движения на автотрассе была в десятки раз ниже, - отмечает Владимир Караваев. – Какая мать позволит сейчас 14-летнему ребенку ехать на самокате рядом с плотным потоком машин?

То есть закон выполняться не будет. Это раз. Два – никто не станет контролировать нарушения, как это происходит с пешеходами, массово нарушающими ПДД.

- Для электрогаджетов не предусмотрены права и регистрация. Владелец электросамоката не обязан носить при себе документы. Полицейскому, если он захочет исполнить закон, придется тащить нарушителя в отдел с целью установления личности. И это ради штрафа в 75 гривен, - констатирует Вадимир Караваев.

Такие штрафы действуют сейчас для велосипедистов-нарушителей. В экспертном управлении Рады при оценке законопроекта тоже отметили, что сумма слишком уж низка.

P.S. Получается тупик: оставлять все, как есть, нельзя,  устанавливать правила – тоже. Под мини-электротранспорт нужно развивать специальную инфраструктуру, но пример велодорожек показывает, как это иллюзорно.

А КАК У НИХ?

Британия: приравняли к лошадям

Проблема, заметим, касается не только Украины. Вся Европа думает, как ее решить. Наиболее радикально поступила Британия. В 2015-м полиция обнародовала запрет на использование любых самобалансирующихся средств персонального передвижения как на дорогах, так и на тротуарах. И специального закона не потребовалось.

Первый запрет исходил из того, что сигвеи, гироскутеры и прочее не имеют регистрации как автомобили. Второй – из закона… 1835 года, когда с пешеходных дорожек Лондона изгнали кэбы, повозки и всадников на лошадях.

Теперь в Британии кататься на модных гаджетах можно только по частным территориям с разрешения владельца.

- Из всех видов персонального электротранспорта право на участие в дорожном движении имеют только мотороллеры, они уже подлежат регистрации, и электровелосипеды, - считает адвокат Вадим Володарский. - То есть механизмы с нормальными колесами и тормозной системой. Все остальное – это игрушки, спортивный инвентарь, способ проведения досуга. Называйте как угодно, но только не   участниками дорожного движения.

Франция: ограничения и высокие штрафы

Во Франции за период 2013 - 2018 годов, по данным газеты Le Parisien, было зафиксировано более 1300 происшествий с участием владельцев электросамокатов. После этого власти ввели в закон понятие "личное моторизированное средство передвижения" (ЛМСП) и установили ограничения.

Ездить на ЛМСП можно с 8 лет, до 12 обязателен шлем. Передвигаться только по велодорожкам или автодорогам, где разрешенная скорость не превышает 50 км/ч. Лимит скорости для ЛМСП – 25 км/ч.

По тротуарам ездить запрещено, штраф при выезде на пешеходную часть 135 евро, за превышение лимита скорости – 1500 евро.

Германия: детям до 14 лет…

До июня 2019 года электросамокаты и электроскутеры в Германии находились под запретом. После легализации установили минимальный возраст пользователя – 14 лет и предельную скорость - 20 км/ч. В конструкции требуется наличие тормозов, гудка или звонка, фонаря и двух световых рефлекторов. Обязательна регистрация и страховка (20 - 60 евро в год), выдается номерной знак.

Владельцам малых электросредств запрещается ехать по тротуарам, в пешеходных зонах и по дороге против направления движения. На автодорогу можно выезжать, только если нет велодорожки.

Сигвеи, моноколеса и похожие гаджеты в Германии вне законного поля. По умолчанию – запрещены.

Испания: обязателен шлем и трезвость

В Испании за 2019 год насчитали 300 ДТП, спровоцированных электрическими самокатами, в том числе на тротуарах. По новым, относительно недавно принятым правилам выезд на пешеходную зону карается штрафом в 200 евро. Такая же санкция предусмотрена за езду без шлема, пользование во время движения телефоном или наушниками. Те же требования распространяются на другие VMP (индивидуальные средства передвижения) - сигвеи, ховеборды и прочее.

За езду на VMP в состоянии алкогольного или наркотического опьянения штраф от 500 до 1000 евро.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Хостелы приравняют к гостиницам: как это аукнется украинцам

Разбираем подводные камни закона, уравнявшего в правах "ночлежки" с отелями.