"Дети, вы к школе готовы? А почему тогда телевизор до сих пор не включили?" Еще год назад такой разговор родителей и учеников мог многим показаться абсурдом. Но этой весной пандемия коронавируса внесла свои коррективы в образовательный процесс. Так появился проект "Всеукраинская школа онлайн".
Телеуроки больше обсуждали взрослые, чем дети – выискивали в роликах ошибки и нелепости.
Ошибки на камеру имели долгосрочный эффект
- Съемочный процесс проходил не сложно. Трудно было только во время самой первой съемки, потом втянулся быстро, – вспоминает доцент Одесского национального университета имени И.И. Мечникова Сергей Зеленин, который читал лекции по физике для 11-классников. - Даже ощутил некоторое преимущество по сравнению с работой с живым классом – не нужно отвлекаться на посторонние действия с журналом и прочим. Поэтому ощущения мегаположительные.
|
С участием Сергея Зеленина снято больше двух десятков уроков. По словам нашего собеседника, ему в целом удалось избежать грубых ошибок. Хотя сделать это было непросто.
- Основные ошибки те же, что и во время традиционного урока – оговорки, неточности и тому подобные вещи. Другое дело, что эти оговорки увидит вся страна, а не один отдельно взятый класс. Ошибки на телеэкране несут долгосрочный негативный эффект. Особенно долго их вспоминают в соцсетях, - рассказывает преподаватель. – Не все ошибки, сделанные во время съемок, удалось исправить. И тут причина в большой сложности процесса изготовления конечного продукта. Съемки, монтаж, выход на экраны, еще какие-то этапы, о которых я не догадываюсь. Весь это требует усилий большого количества людей, которых непросто скоординировать.
Поджимали и сроки, как следствие - спешка. Съемка первых тридцатиминутных телеуроков длилась чуть больше часа, а под конец проекта справлялись уже гораздо быстрее.
В любом случае Сергей с радостью принял бы участие в продолжении "Всеукраинской школы онлайн".
Работали в авральном режиме
С участием преподавателя истории из Печерской гимназии №75 Артура Бабенко отсняли примерно 35 уроков "Всеукраинской школы онлайн".
- Во время сьемок было непросто. Большинство учителей, и я не исключение, не имели навыков работы перед камерой. В первые 5 минут записи возникал ступор, с которым постоянно приходилось бороться, - объясняет Артур Бабенко. – Подготовка к уроку у меня занимала около 6 часов. Учитывая внимание общества, приходилось тщательно подбирать материал, учитывать не только школьную программу, но и достоверность и научность приведенных фактов, чтобы ничего не попутать и не совершить ошибку.
|
К тому же сегодня преподавание истории требует осторожности и дипломатичности, потому что общество по-разному воспринимает события, произошедшие в прошлом нашей страны.
- Во время подготовки я старался избегать своих субъективных мнений и мыслей. Давал такую информацию, которая не создавала двойного трактования. Приходилось тщательно искать материал, который заинтересовал бы учеников и помог им лучше понять ту или иную тему. Потому это все занимало очень много времени, сил и нервных клеток, - рассказывает Артур Бабенко.
Сам Артур своей работой доволен.
-Критичных, грубых ошибок у меня не было. Или их никто не заметил. Конечно, иногда проскакивали опечатки в презентациях или неправильно поставленные ударения в словах, но это не влияло на восприятие урока. На вторую неделю записи у нас появились рецензенты, которые помогали исправлять ошибки, - добавил историк. - В таком формате очень легко ошибиться. Когда нет опыта работы на камеру и нужно говорить 30 минут в объектив, иногда теряешь внимательность и начинаешь оговариваться.
Работать, по словам нашего собеседника, во время съемок проекта приходилось в авральном режиме. Часто преподаватель записывал свои уроки после 4 часов сна и большого количества выпитого кофе.
Живое общение лучше?
По мнению Артура Бабенко, формат видеоуроков все же уступает в своей эффективности живому общению.
-Этот формат точно не лучше, чем живое общение с учениками. Видео – это всего лишь дополнительный инструмент в учебе. Главное – прямое взаимодействие учителя и учеников, - считает преподаватель. – Видеоуроки не могут быть эффективными без участия учителей. Если школьник просто просмотрит видео на Ютубе или по ТВ, он вряд ли сможет освоить тему. Я имею в виду среднестатистического ученика. Чтобы эти уроки стали эффективными, учителя должны использовать их как дополнительный инструмент – интегрировали в процесс обучения.
По мнению Артура Бабенко, видеоурок не в силах заменить полноценную школу на сегодняшний день, это не является полноценным процессом обучения, а лишь один небольшой элемент, и без системы обучения он никак не изменит школу.
А вот Сергей Зеленин, сравнивая эффективность телеобучения с живым общением, затрудняется делать однозначный вывод.
- Я не стал бы сравнивать два таких формата. Они совершенно разные и могут быть эффективны каждый по-своему. Формат видеоуроков полезен как замена лекционному материалу, полученному в аудитории. Видео можно остановить в любой момент, перемотать назад. Это точно лучше с точки зрения усвоения теоретического материала. К тому же в видео можно добавлять различную анимацию и графику, - считает Зеленин. – С другой стороны, работа в аудитории дает возможность обратной связи с учениками и живого общения, что, безусловно, полезно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Коронавирус и школа: бутерброд и маска обязательны, дезинфектор - нет
Юристы прогнозируют неразбериху из-за противоречащих документов Минздрава и Минобразования.