Ориентация – запад! Есть ли шансы у белорусских товаров завоевать Европу

Экономисты рассказали, на чем сегодня держится экономика соседей, и почему в случае падения ее не сможет спасти агросектор.

Фото: zovzakona.org

Главные вопросы

В последнее время соцсети полны "белорусоведов". Все, кому не лень, обсуждают насущные вопросы: насколько конкурентна экономика соседей и выдержит ли она "испытание рынком", если белорусские товары откажется покупать РФ.

Мнения, как водится, кардинально противоположные. В то время как одни уверяют, что белорусские товары кроме России никому не нужны, другие напоминают, что и Украина их покупает немало и не жалуется. Женщинам прекрасно известно белорусское белье "Милавица", на нашем рынке широко представлена белорусская бытовая техника "Атлант" (правда, зачастую собранная в Китае), стабильным спросом пользуются морепродукты от СП "Санта Бремор", а словосочетания "белорусские колбасы" и "белорусская молочка" стали в нашей стране вообще настоящим брендом. И это не говоря о том, что практически вся Украина ездит на белорусском дизеле.

Скептики не отступают: мол, Украина, как и РФ, все это покупает, что называется. "по старой памяти". Но если для стран бывшего СССР этой самой "памяти" вполне достаточно, то в Европе все определяет рынок. И белорусов, если они и в самом деле возьмут курс на запад, ждет немало неприятных неожиданностей.

О том, кто в этом споре прав, пригодятся ли белорусские товары европейцам и сможет ли белорусская экономика в случае необходимости перестроиться, "КП" в Украине" разбиралась вместе с экспертами.  

Наследие СССР

В Беларуси сегодня работают десятки крупных предприятий, известных не только в стране, но и далеко за ее пределами – от кондитерской фабрики "Коммунарка" до автозавода "БелАЗ". Почему же и обыватели, и эксперты настроены настолько скептично, уверяя, что промышленность соседей не потянет "самостоятельность"?

- Говоря об этих предприятиях, стоит учитывать структуру белорусской экономики, - поясняет аналитик TeleTrade Сергей Родлер. – Со времен развала СССР она почти не изменилась: 70% приходятся на государственные компании, которые зачастую являются убыточными, так как неконкурентоспособны в текущих условиях. Существуют и другие типичные для подобного положения проблемы: избыточная занятость, крайне медленный процесс автоматизации производства, высокая закредитованность и т.д. Руководителей подобных компаний зачастую назначают без учета их предыдущего опыта работы и возлагают на них полную ответственность за результат. Как следствие, они совершенно не заинтересованы, да и не способны проявлять инициативу и продолжают действовать по "советским методичкам".

Эксперт приводит цифры: по данным 2019 года 11,5% госкомпаний страны были убыточными. А в нынешнем году ситуация, скорее всего, ухудшится на фоне падения спроса, в том числе со стороны зарубежных потребителей, а также снижения нефтяных цен, поскольку энергетический сектор играет крайне важную роль в ВВП Беларуси.

И снова о "чуде"

О том, каким видится ему "белорусское экономическое чудо", на своей странице в соцсети рассказал бизнесмен :

"Госсектор – 70% ВВП. Весь в долгах. Весь дотируется. На поддержание его штанов до работающего состояния ежегодно тратится 10% ВВП. Эффективность управления нулевая. Эффективность работы нулевая. Из 10 крупнейших предприятий страны только три прибыльных (два нефтеперерабатывающих и одно - калийных удобрений). Тотальная зависимость от России. По подсчетам МВФ, с 2005 по 2015 год российская экономическая поддержка Беларуси через цены на энергоносители и другие источники составила больше 100 млрд. долларов. И тот же МВФ посчитал, что при отмене россиянами "налогового маневра", по которому Беларусь получала основные дотации, приведет к тому, что надо будет срочно искать деньги на внешних рынках. И к 2023 году внешние долги вырастут до 70% ВВП. Поэтому то, что сегодня происходит в Беларуси, это не только личный вопрос Лукашенко, которого вчера любили все. Вопрос гораздо шире - как стране жить дальше. Социализм 80-х за чужие деньги подходит к логическому завершению. Потому и россияне так спокойно наблюдают всю эту картину, понимая, что "тумблер от Беларуси" у них".

Здесь стоит напомнить, что у соседей достаточно внушительный агросектор. Но, во-первых, он тоже ориентирован на Россию, так что без этого рынка сбыта он сильно рискует накрыться "медным тазом".

Во-вторых, говорит эксперт института Growford Алексей Кущ, в Беларуси нет агропромышленного комплекса, который мог бы стать "страховочным тросом" в условиях деиндустриализации.

- Наша страна имеет колоссальный аграрный потенциал, но и он сегодня поддерживает экономику на минимальном уровне и приводит к постепенной деградации, - проводит параллели эксперт. - А в Беларуси этот потенциал в разы ниже, к тому же там невозможен экспортный вал монокультур на уровне Украины, а на картофеле много не заработаешь. Кроме того, сельское хозяйство полностью живет на госдотациях. Здесь зависимость простая: пока промышленность работает, она фактически дотирует сельское хозяйство. Как только промышленность остановится, деньги в бюджет поступать перестанут, соответственно, дотаций не будет, и белорусы порежут своих коров так же, как их порезали в свое время украинцы.

Аналогичная ситуация сложилась и в других сферах экономики.

- Убытки, полученные по неэнергетическим секторам, в конечном итоге покрываются за счет прибыли по немногочисленным успешным компаниям, - говорит Родлер. - Объем кредиторской задолженности государственных предприятий достигает 4,5% ВВП, и если бы не помощь правительства, то многие из них уже бы обанкротились. При этом слово "приватизация" является для действующего белорусского лидера чуть ли не ругательным.

По мнению эксперта, ситуация чревата проявлением серьезных проблем: если доходы бюджета продолжат падать и правительству придется решиться на сокращение поддержки убыточным компаниям, им станет нечем платить зарплаты, из-за чего начнутся массовые увольнения. В этом плане, говорит Родлер, текущая стратегия протестующих по организации забастовок может сработать: главным образом они коснутся именно госпредприятий, что будет серьезным ударом для бюджета страны и, возможно, мотивирует президента пойти на переговоры.

На всем постсоветском пространстве…

То, что экономика Беларуси слишком сильно ориентирована на российского потребителя, сегодня ни для кого не секрет. Достаточно посмотреть на цифры: на Россию приходится около половины всего белорусского товарооборота.

- А еще Беларусь зависима от уровня цен на российские энергоресурсы, - говорит экономист Владислав Банков. – Думаю, все хорошо помнят о немотивированных заградительных мерах, которые РФ может использовать в любой момент, так что Беларуси нужно быть готовой переориентировать свою промышленность на другие рынки. В краткосрочной перспективе - это дополнительные затраты, зато в долгосрочной такая диверсификация является гарантией того, что предприятия продолжат свое существование в будущем.

При этом Алексей Кущ считает, что Беларусь уже сейчас немало сделала в этом направлении.

- Сегодня белорусская экономика ориентирована не только на Россию, а и на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Таможенного союза (ТС), - отметил эксперт в комментарии "КП" в Украине". – Более того: у нас и самих колоссальный оборот с Беларусью, причем для нас он постыдно отрицательный. А белорусы вполне успешно осваивают все постсоветское пространство, знакомое с их продукцией.

По словам Куща, весь промышленный потенциал Беларуси можно разделить на три большие группы:

  1. Производство нефтепродуктов, основанное на дешевом сырье, причем не только на российском, но и на мировом. Правда, это конкурентное преимущество очень быстро исчезает вместе с исчезновением дешевой нефти. Как только нефть на мировом рынке подорожает, белорусские нефтеперерабатывающие заводы станут неконкурентоспособны.
  2. Инновационные производства. В Беларуси есть хорошие производства продуктов и полимерных материалов, хороша развита сфера IТ. На постсоветском пространстве белорусам удалось стать местной "кремниевой долиной", так что "белорусский айтишник" – это звучит гордо. Проблема в том, что капитализации этих производств не хватает на то, чтобы вытянуть всю страну.
  3. Старое машиностроение, в которое вкладывается недостаточно денег, и потому сегодня его продукция рассчитана исключительно на потребности рынка постсоветского пространства. Кстати, в Украине этот сегмент практически умер.

Истина – где-то посередине

Подводя итоги, украинские эксперты сходятся на том, что, оценивая конкурентность белорусских товаров, не стоит впадать в крайности. Так, по мнению главы Национального совета экономического развития Алексея Дорошенко, здесь все очень относительно: белорусские техника и промтовары конкурентны "в меру", хотя без преференций чаще всего проигрывают европейским. С продуктами ситуация лучше, но украинский потребитель вряд ли сможет оценить их по достоинству - хорошие к нам уже давно не завозят.

Алексей Кущ добавляет: полярные мнения, как это часто бывает, и в этом случае оказались ошибочны. Ситуация в Беларуси неоднозначна, но неуместно говорить как об огромном экономическом потенциале страны, так и о том, что ее экономика умрет без поддержки РФ.

- Рынок - строгий и беспристрастный судья, - резюмировал Владислав Банков. – Безусловно, что-то умрет в силу неконкурентоспособности, а какие-то товары найдут нового потребителя. Категоричные суждения в данном случае действительно заведомо необъективны. К тому же у Беларуси есть серьезное преимущество перед Украиной - отсутствие олигархов, которые в связке с чиновниками блокируют развитие рыночных процессов в угоду сохранению своего монопольного положения. Поэтому в большей степени сегодня все зависит от того, как белорусы распорядятся сложившейся ситуацией.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Украина входит в топ-5 стран - получателей белорусского экспорта (второе место после РФ) и в топ-5 стран, из которых Беларусь импортирует (четвертое место после РФ, Германии и Китая).

В первом полугодии 2020-го мы продали белорусам товаров на 644,6 млн долларов, а купили у них на без малого 1,18 млрд долларов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как события в Беларуси скажутся на украинской экономике