Гениальные фальсификаторы: Леонардо да Винчи подделок

Несколько историй о том, как преступники от искусства умудрялись становиться героями/

Фото: Peter KNEFFEL/Global Look Press

История 1. "Мы не обманываем тех, кто не хочет обманываться"

Немецкий художник Вольфганг Бельтракки вел веселую жизнь: путешествовал, ходил под парусом, снимал кино. Он часто дарил друзьям свои картины, выполненные под Пикассо.

- Ну вылитый Пикассо! Если бы не знали, что это ты, ни за что бы не заподозрили подделку! - восхищались друзья.

Когда Вольфганг женился на светской львице Хелене, предприимчивая женщина решила капитализировать талант мужа. Но как пристроить в реальность несуществующие рисунки? Провенанс (то есть происхождение) - главная составляющая картин. Это может быть документ, подтверждающий подлинность рисунка, письма, в которых упоминаются картины. Или фотография.

 

Бельтракки придумали легенду, будто дедушка Хелены коллекционировал искусство. Сама Хелена развесила на стене картины своего мужа, а потом нарядилась в винтажные платья собственной бабушки и наделала фотографий на фоне картин. (Бумагу для фотографий супруги приобрели в антикварном магазине.) Так сделанные снимки обеспечили провенанс. Бельтракки выдавали селфи Хелены за фотографии ее бабули на фоне "коллекции".

Дальше муж взялся за работу. Он писал под Фернана Леже, Пикассо и Макса Эрнста. Причем его работу "Лес" супруги умудрились продать за 7 миллионов долларов! А сама вдова Эрнста не распознала подделку и назвала ее лучшим произведением своего мужа. Этот факт сильно позабавил супругов. Сидя на скамье подсудимых, они хохотали как ненормальные, вспоминая эту историю.

- Мы не грабили нищих. Обманывались те, кто хотел обмануться, - повторял Вольфганг.

Супруги попались на мелочи. Бельтракки подделывал Генриха Кампендонка, и одна из картин ушла в коллекцию украинскому бизнесмену, который с чего-то решил заказать экспертизу. И тут химический анализ красок показал фальшак. Выяснилось, что белый цвет, который использовал Бельтракки, - это титановые белила. В 1910 году их использовали для окрашивания кораблей, но не для живописных работ.

Неожиданное открытие запустило принцип домино. Проверили все работы из коллекции дедушки Хелены. В итоге Вольфганга осудили, приговорили к 6 годам тюрьмы и крупному штрафу.

Но веселый человек и в тюрьме сидел весело. Он только ночевал за решеткой, а днем разъезжал по ток-шоу и раздавал интервью. Из-за скандала он сильно прославился и даже стал вести по телевизору шоу "Искусство подделки". Так герой и антигерой поменялись местами. Пресса до сих пор уважительно называет Бельтракки "Леонардо да Винчи от фальсификации". 

Супруга художника (справа) сфабриковала старый снимок: сфотографировалась с картинами мужа в винтажном платье своей бабушки. Фото: imago/Global Look Press

История 2. Создатель легенд 

Стоимость работ художника сильно зависит от мифов и легенд вокруг этого художника.

У искусствоведа Юлиуса Мейер-Грефе хранились работы Ван Гога, которые он хотел продать подороже. Но, для того чтобы продать художника, нужно, чтобы он был на слуху. В начале XX века Мейер-Грефе написал несколько статей о художнике, представив его сначала модернистом, потом авангардистом, однако статьи не имели успеха: нашел чем удивить, в XX веке модернистами и авангардистами были все.

Спустя некоторое время Юлиус предпринял еще одну попытку. Он написал книгу, в которой сгруппировал скудные сведения, мифы и сплетни о Ван Гоге в яркую и небывалую историю.

И это сработало. К Ван Гогу начинают относиться иначе, он (посмертно, конечно) становится модным, дорогим и популярным художником.

Однажды к Юлиусу пришел некий коллекционер по имени Отто Вакер.

- У меня есть тридцать работ Ван Гога, - ошарашил он.

- Откуда? - удивился Юлиус.

- Из России, - ответил посетитель.

Вообще, как рассказывает искусствовед Алина Аксенова, для фальсификаторов революция в России стала ужасно удобным объяснением отсутствия документов. Откуда полотна? А взял с чердака и бежал: поди проверь, как оно было на самом деле.

И действительно. Тридцать работ, предложенных Вакером, поначалу были признаны подлинниками. А потом случилась большая выставка 1927 года, и когда оригиналы оказались рядом с подделками, то даже непрофессиональные зрители заметили разницу.

Коллекцию Отто Вакера решили проверить всеми доступными способами.

Первый результат дал химический анализ красок. В составе работ из коллекции Отто Вакера нашли сиккативы - вещества, которые способствуют быстрому засыханию масляной краски. Ван Гог писал рельефными пластилиновыми мазками, и его краски сохли страшно долго. Сам-то он никакими сиккативами не пользовался. За более чем тридцать лет, которые прошли с момента смерти художника, его краски успели основательно высохнуть, а вот фальсификаторам их подделки пришлось сушить.

Для полноты исследования картины решили проверить, что покажет рентген. (До случая с Ван Гогом никакие картины на рентгене никогда не проверялись.) Обнаружили интересное. Оказалось, что на подлинных картинах мазки вовсе не хаотичные, как было принято считать. Художник наносил их последовательно, слоями, имея представление о том, что должно получиться в итоге.

Другое дело - поддельные работы. На них краска налеплена абы как, сплошной мазней, и лишь поверху этой абракадабры последним слоем фальсификатор наносил изображение.

В итоге Вакера посадили, хотя так и не поняли, кто автор подделок. (Сам-то Вакер живописью не занимался.) До сих пор в японском музее в Осаке висят на видном месте две сосны работы Ван Гога из коллекции Вакера. Осака наотрез отказывается признавать эти работы подделкой: даже музею неприятно сознавать, что выложил кучу денег за фальшак.

Вверху - настоящий портрет Ван Гога. Внизу - из коллекции Вакера. Фото: Wikimedia Commons

История 3. Почти честный талантливый  отец-одиночка  

Английский учитель рисования Джон Майатт был отцом-одиночкой. Когда от него ушла жена, старшему сыну было три года, младшему - год. Учительская зарплата не позволяла кормить семью, и тогда Майатт дал объявление в газете: "Подлинные подделки. Матисс. Модильяни. Пикассо". За 150 - 200 фунтов стерлингов он 

был готов сделать копию известной картины или написать новую под известного художника. Хороший подарок на день рождения, почему нет. Заказы посыпались как из рога изобилия. Особенно 

часто к художнику обращался некий анонимный покупатель сэр Дрю и просил написать то Матисса, то Пикассо.

А однажды сэр Дрю появился лично с дипломатом в руках. Щелкнул застежками и вывалил перед изумленным художником "честно заработанные Майаттом" 25 тысяч фунтов стерлингов.

Дрю признался, что продавал работы как оригиналы. И предложил сотрудничество.

Майатт блестяще подделывал импрессионистов. Он ходил в музеи, в течение получаса смотрел на картины, не делая никаких пометок и набросков в блокноте, а потом возвращался домой - и писал свое полотно в том же стиле, что и изученный художник.

В свою очередь, сэр Дрю взял на себя техническую сторону вопроса: он находил письма художников с описанием той или иной картины, которая так и не была создана. А потом появлялась картина Майатта, подходящая под описание.

Так они работали с 1988 по 1993 год, пока замученный совестью Джон не сдался полиции. В тюрьме Джон писал портреты сокамерников, а они расплачивались с Пикассо (такую кличку дали ему за решеткой) телефонными карточками, чтобы художник мог позвонить детям. Майатт поклялся, что, когда вый­­дет на свободу, больше не возьмет карандаш в руки. Но не тут-то было. Через неделю после освобождения ему позвонил директор тюрьмы и попросил нарисовать "что-нибудь под Матисса в подарок теще".

Джон продолжает писать картины, уже не скрывая своего авторства. Спрос на них огромен, а цена достигает нескольких десятков тысяч фунтов. К слову, больше, чем платил ему сэр Дрю за подделки.

А в начале двухтысячных работы художника были выставлены в Музее Мюнстера, где провели выставку подлинников и подделок. Все работы были без этикеток, так, чтобы сам зритель решил для себя, что ему больше по душе.

Джона в тюрьме прозвали Пикассо. Но он талантливо мог подделать любой рисунок - даже "Мону Лизу". Фото: ZUMAPRESS.com/Global Look Press

А В ЭТО ВРЕМЯ

Картину украинского художника продали по цене Пикассо 

Сделка совершилась на престижном аукционе "Сотбис" по цене Пикассо.

Картину "Фрагменты II. Итальянский дневник" художник из Львова Иван Турецкий написал в прошлом году. Тогда же ее показали ценителям прекрасного на персональной выставке живописца. Вскоре после окончания выставки ее выкупили, а этим летом работа появилась среди лотов старейшего аукционного дома "Сотбис". И сразу ушла - по цене 21 250 у.е., в семь раз выше стартовой стоимости. А это, на минуточку, стоимость работ Пикассо. Картины знаменитого испанского мастера на том же аукционе предлагали по стартовой стоимости 20-30 тысяч долларов.

Пожалуй, это рекордная сумма, которую выложили за работу украинского художника-дебютанта на такой площадке. Обычно за полотна тех живописцев, картины которых на аукционе появляются впервые, так много не дают. 

- Стоимость зависит и от того, какого размера полотно, сложная это работа или простая. Для первого раза это очень хороший результат, - рассказывает один из кураторов Турецкого, галерист "Portal11" Игорь Глоба. - Это показывает, что художник актуален и востребован для западного зрителя. Важный момент: в какой раздел аукцион определил картину Ивана Турецкого. Он продался на нью-йоркском аукционе, посвященном кубизму и его последователям, и был выставлен рядом с такими классиками, как Сезанн, Пикассо.

Размер - 150 на 70 см. Холст, масло. Фото: Скриншот sothebys.com

СПРАВКА "КП"

Иван Турецкий - украинский живописец, член Национального союза художников Украины, один из основателей Украинского геральдического общества. Родился в 1956 году в семье репрессированных украинцев в Краснодаре, живет и работает во Львове. Является автором и соавтором многих территориальных и частных гербов, в том числе малого государственного герба Украины и современного герба Львова. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Жил-был художник один, он украинку любил