Дарницкий районный суд Киева на заседании 10 июля не успел принять решение по иску народного депутата от ОПЗЖ Виктора Медведчука к автору книги “Дело Василия Стуса” Вахтанга Кипиани. Следующее заседании по делу назначили на 14 августа. Как сообщает , судьи рассмотрели только первый том материалов.
Медведчук требует суд запретить издавать и распространять книгу Кипиани в “любой способ на любой территории”. Автор возмущен этим требованием, поскольку планировал презентацию книги в Северной Америке. По его словам, уже продано около 10 000 экземпляров.
О чем книга
В книге “Дело Василия Стуса” Кипиани рассказывается о жизни украинского писателя-диссидента и судебном процессе над ним. Виктор Медведчук в 1980 году был адвокатом Стуса. По мнению Кипиани, подобные уголовные процессы советская власть поручала только “контролируемым” адвокатам.
У Медведчука было двое подзащитных, которые получили максимальные сроки и при невыясненных обстоятельствах погибли в лагерях. Один из них, Юрий Литвин, назвал адвоката ангажированным, а Василий Стус написал, что в подобных процессах адвокатам предоставляется роль второго прокурора.
Автор подробно описывает судебный процесс и заключение поэта. В основе сюжета - реальные материалы уголовного дела, которые долгое время были засекречены. Первая презентация книги прошла 26 мая 2019 года.
В чем заключаются претензии Медведчука
В августе 2019 года депутат от ОПЗЖ обратился в суд с требованием запретить издание, распространение на любой территории и публикации в СМИ, касающиеся книги “Дело Василия Стуса”.
В комментарии “” Медведчук заявил, что подал иск против Кипиани, поскольку, по его мнению, информация в книге не соответствует действительности.
- Если человек позволяет себе высказывания, не соответствующие действительности, то это является предметом судебного разбирательства для защиты чести и достоинства, я так делал всегда и буду делать в будущем, - сказал Медведчук.
Претензии Медведчука касаются следующих отрывков из книги:
- “... распинал поэта (Стуса - ред.) - назначенный государством адвокат Медведчук”;
- “... Витей, что воспитывался в семье политзасланца ... говорят - шуцман”;
- “... была возможность у Стуса выбрать "меньшее зло". Однако остается фактом, что предоставленного, поддерживаемого госбезопасностью адвоката звали Виктор Медведчу”;
- “Адвокаты откровенно “отбывали номер”, не забывая, правда, сдирать гонорары с убитых горем семей …”;
- “... шестерка коммунистической системы Медведчук …”;
- “... сын полицая …”;
- “... Медведчук на суде признал, что все "преступления", якобы совершенные его подзащитным, "заслуживают наказания”;
- “... он (Виктор Медведчук - ред.) Фактически поддержал обвинения. Зачем прокуроры, когда есть такие безотказные адвокаты?..”;
- “Преступление перед поэтом юрист Медведчук совершил еще и тем, что не сообщил семье о начале рассмотрения дела ... Боялся КГБ или просто всегда был циником и аморальным типом?”.
Реакция автора книги и издательства
По мнению журналиста Вахтанга Кипиани, иск Медведчука является давлением на свободу слова.
- Есть иск по 9 эпизодам этих статей, Медведчук считает порочащими его блестящую честь, достоинство и деловую репутацию. Как по мне - это прямым давлением на свободу слова. Потому что в этих 9 пунктах семь являются так называемыми оценочными суждениями, то есть здесь нечего отрицать, я так думаю и не собираюсь отказываться от мысли. По двум другим - там надо говорить с адвокатами, которые считают, что надо будет доказывать, что не то имелось в виду. Все эти иски касаются моих оценочных суждений роли Медведчука в судебном процессе, его личных качеств, мотивов поведения, - сообщил журналист изданию “hromadske”.
В издательстве “Виват” также считают позицию Медведчука наступлением на свободу слова в Украине. Ответчики отмечают, что требование истца запретить издательства “на любой территории” противоречит юрисдикции украинских судов. Издательство заявили о готовности обратится в Европейский суд по правам человека в случае, если суд примет решение в пользу депутата.
В сентябре в кинопрокат должен был выйти фильме о Василии Стусе с кадрами судового процесса с участием Медведчука. Однако перед выпуском эти кадры были вырезаны из сюжета. Создатели фильма объяснили такое решение позицией сына Василия Стуса - Дмитрием и нежеланием портить репутацию политика в разгар предвыборной кампании.
Ранее приближенные к съемкам лица озвучивали различные версии исчезновения сцены, одна из них - ее вырезали якобы после телефонного звонка из администрации Медведчука. Дмитрий Стус, в свою очередь, отрицал информацию о запрете.