Платных дорог в Украине пока не будет: хорошо это или плохо?

Владимир Зеленский считает, что украинцы не готовы к тому, чтобы в стране появлялись платные дороги.

Подобных обьявлений в сети множество. Фото: uk.m.wikipedia.org

В последние десять лет много разговоров было о том, что в Украину могут прийти инвесторы и начать строить хорошие дороги европейского качества. Предполагалось, что они будут платными, но даже такая альтернатива бесплатному раздолбанному асфальту некоторым водителям казалась неплохой альтернативой. Тем более, что в Европе эта практика помогает содержать инфраструктуру в хорошем состоянии, а многие платные трассы даже предпочитают бесплатным. Но недавнее заявление президента о том, что в ближайшее время в Украине новых платных дорог, построенных за деньги инвесторов, не появится, расстроило тех, кто уже спал и видел свое авто на отличной трассе. Чиновники, правда, не исключают, что мы можем пойти по немножко другому пути – как у Беларуси, и ввести платный проезд для иностранных автомобилей по уже существующим дорогам. Начать планируют с грузовиков.

Не готовы платить

Похоже, все планы строительства новых участков платных дорог в Украине за деньги инвесторов, пока что заморожены на неопределенный срок. По крайней мере, президент Владимир Зеленский фактически похоронил эту идею. По мнению главы государства, украинцы пока не готовы к платным дорогам.

"По поводу платных дорог - это длинная дискуссия. Я думаю, люди не могут это еще себе позволить, просто не могут, не готовы", - сказал Зеленский во время встречи с представителями бизнеса Черновицкой области.  А потом успокоил собравшихся словами, что, в конце концов, государство построит все дороги за государственный счет.

Не близкие перспективы

Как говорят эксперты, от идеи строительства новых платных дорог пока никто не отказывается. Для реализации этих проектов нужно существенно больше времени, чем даже первый срок Владимира Зеленского

- Существуют два типа платных дорог – государственные и концессионные, - поясняет транспортный эксперт Александр Кава. – Первые – это чаще всего длинные магистрали, от сотни километров. Государство в этом случае ищет дополнительный источник наполнения дорожного фонда при помощи оплаты проезда. Это могут быть виньетки (наклейка на стекло, которая дает право проезда по платным дорогам на определенный срок. Без такой наклейки на автобане вас могут оштрафовать. - Авт), может быть система, как в Беларуси, когда проезд оплачивают только иностранцы. Может быть оплата платных участков всеми проезжающими.

Вторые, концессионные, дороги строятся за счет инвестора, обычно они длиной не более 40-50 километров, но имеют ряд преимуществ. Они могут быть короче бесплатных или иметь более высокий скоростной режим. Например, платные тоннели экономят водителям время и топливо, которое они бы потратили на объезд.

- Но строительство концессионных дорог – это среднесрочная перспектива, - продолжает Александр Кава. – По моим оценкам, первый проект концессионной дороги в Украине может быть реализован не раньше, чем через пять лет.

До недавнего времени всерьез обсуждались пять новых дорог, которые были бы интересны инвесторам:

- Большая окружная дорога вокруг столицы (на первом этапе предлагали  построить участок для объезда города Борисполя или участок, который соединит трассы Киев - Чоп и Киев - Одесса, чтобы не нужно было заезжать в столицу);

- Платная дорога на участке Киев - Белая Церковь (это будет новый участок, который пойдет в объезд сел, через которые идет нынешняя трасса Киев-Одесса);

- Продолжение дороги Киев - Чоп на участке между Львовом и Ужгородом;

- Северо-Восточный участок окружной Львова;

- Мост через Дунай.

Преимущество новых дорог объясняют тем, что они могли бы быть короче уже существующих и добираться по ним из пункта А в пункт Б было бы существенно быстрее.

- Участок от Львова до польской границы не заинтересовал инвесторов, - говорит Александр Кава. – Из всех этих проектов перспективными выглядят участок от Киева до Белой Церкви, а также дорога от Львова до Мукачево. Первый проект находится на этапе подготовки проектной документации. Второй на стадии подготовки технико-экономического обоснования. Поэтому пока говорить о каких-либо даже потенциальных договоренностях с инвесторами рано.

После коронавирусной атаки цены на сьемное жилье заметно снизились. Фото: sanatorii.by

За все заплатят иностранцы

Платные дороги могут появиться в Украине по белорусской модели. В этой стране авто на местных номерах пользуются дорогами бесплатно, а иностранцы вынуждены платить за проезд.

Депутаты вместе с "Укравтодором" разработали два законопроекта, которые могут внедрить подобный механизм в Украине. Правда, платить будут не все иностранные автомобили, а только грузовики.

- В парламенте уже зарегистрировано два соответствующих законопроекта - №3544 и №3545, надеемся, что депутаты их поддержат, - рассказал в интервью "КП в Украине" Глава "Укравтодора" Александр Кубраков. – Там предлагается брать дополнительную плату с иностранных транзитных перевозчиков. Грузовой транспорт, в принципе, наносит дорогам несравнимо больший ущерб, чем легковой: один грузовик воздействует на дорогу так же, как десятки тысяч легковых автомобилей.

По его словам, предлагается внедрить плату именно для транспорта массой от 12 тонн. Проезд для них будет платным только по дорогам, которые находятся в хорошем техническом состоянии.

- Мы не можем собирать плату за дороги, которые находятся в аварийном состоянии, - говорит Кубраков. - Суть платного проезда в том, что водитель может доехать в нужный пункт быстрее и безопаснее. В настоящее время таких дорог у нас мало. Это тоже прописано в законопроектах: плата будет браться только на тех дорогах, которые находятся в нормативном состоянии. Потом эти же деньги будут направляться на ремонты других путей, расширяя сеть качественных дорог.

По его словам, предполагается установить тариф на проезд для иностранных грузовиков в размере 3 грн/км. Такая цена сравнима со стоимостью проезда по европейским платным магистралям. При полноценном запуске проекта бюджет получит около 9 млрд грн в год.

Правда, для введения самой системы контроля за оплатой на дорогах нужно как минимум 6 млрд грн. Еще около 1,5 миллиардов в год нужно будет потратить на ее функционирование. Так что прибыль она начнет приносить только ближе к концу первого года работы.

Кроме того, эксперты разошлись во мнениях, сможет ли международный транзит "сгенерировать" такой объем поступлений в дорожный фонд. Поэтому  украинский бизнес опасается, что такое новшество может коснуться не только иностранцев, но и украинских перевозчиков. Ведь если денег от иностранных авто не будет хватать, то платить заставят украинских водителей.

- Речь об иностранных перевозчиках идёт только в Переходных положениях законопроекта, которые, как всем известно, носят исключительно временный характер, - поясняет директор по правовым вопросам группы компаний "Новая почта" Инна Хомич. – Если принять такую норму, это значит, что мы нарушим национальное законодательство, и соответствующую Евродирективу. Чем бы дело не закончилось, нужно помнить, что за все это платить нам с вами, ведь цена перевозки будет в каждой бутылке молока и в каждой упаковке памперсов.

В свою очередь, Александр Кава говорит, что опыт Беларуси показывает, что Украина может применить такую же модель.

- На мой взгляд, цифра в 9 миллиардов гривен сборов в год вполне реалистична, - говорит Александр Кава. – Я не вижу никаких проблем в введении такой платы для иностранцев. Украинские перевозчики точно так же платят за проезд на дорогах других стран.

Что касается методов оплаты за пройденный путь, то по словам эксперта, сейчас новые технологии в этой сфере появляются довольно часто. В конечном итоге, это может быть, система, которая будет реализована при помощи приложения в телефоне.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Большая стройка": Почему деньги на борьбу с вирусом закопают в асфальт