Первый замглавы ГБР Александр Бабиков объяснил суть претензий к Петру Порошенко из-за назначения Сергея Семочко в Службу внешней разведки. Это единственное дело ГБР, в котором пятый президент является подозреваемым, в остальных он проходит свидетелем. По словам Бабикова, должность второго первого заместителя главы Службы внешней разведки не предусмотрена, а при назначении в СВР одним указом не обойтись.
- Основные вопросы, связанные с деятельностью Службы внешней разведки, регламентированы профильным законом "О Службе внешней разведки". Законодатель, когда принимал этот закон, установил, что у руководителя Службы внешней разведки может быть только один первый заместитель. Сделано это было для того, чтобы на законодательном уровне ограничить топ-чиновников в возможности бесконечно плодить должности первых заместителей и заместителей.
В силу того, что Служба внешней разведки занимается очень щепетильными вопросами, связанными с разведкой за рубежом, вопросы резидентуры, агентуры, которая действует за рубежом в интересах нашего государства, подлежат особой защите. Поэтому законодатель установил, что назначение руководителем СВР любого из заместителей (в том числе первого) должно проходить по представлению главы СВР с одобрения Советом национальной безопасности и обороны. Закон, таким образом, установил, что высшие руководители государственных органов, входящие в состав Совета и отвечающие за национальную безопасность, принимают решение: можно ли этому человеку доверить государственные секреты особой важности?
Следующий этап, уже после прохождения через СНБО, – подача этого документа на подпись президенту, - сказал Александр Бабиков в интервью "".
Он добавил, что Петру Порошенко в этом деле вменяется соучастие, а бывшему главе СВР Егору Божку – превышение служебных полномочий.
- Егор Божок, который был на тот момент главой СВР, мог в этой ситуации действовать двумя способами. Во-первых, узнав, что не соблюдена процедура, а точнее, грубо нарушены требования законодательства, он мог либо обратиться к лицу, издавшему указ. Либо избрать другой вариант – обратиться в суд с тем, чтобы в административном порядке отменить этот указ… Указ президента не является автоматически тем документом, на основании которого лицо приступает к исполнению служебных обязанностей. На основании этого указа Божок издает свои приказы, которыми и допускает к службе Семочко; допускает его к документам с государственной тайной. И как раз в том, что Божок, достоверно зная, что вакансия отсутствует, и представления он не направлял, понимая, что указ противоречит закону о Службе внешней разведки – в том, что, при всем этом Божок назначил Семочко, и заключается превышение служебных полномочий. Но к этим незаконным действиям Божка подтолкнул на тот момент действующий президент. Такова конструкция преступления.
На вопрос, зачем Порошенко нужно было назначать Семочко, Бабиков однозначно ответить не смог. Он отметил, что версия СМИ о том, что президент хотел иметь своего человека на такой руководящей должности доказательств не нашла.
СПРАВКА
Сергея Семочко назначили в СВР в июле 2018 года. Уже в октябре он стал известен широкой общественности после выхода сюжета программы "Наші Гроші". Журналисты заявили, что что первый замглавы внешней разведки владеет недвижимостью на 200 миллионов гривен, а у его родственников, в частности, возлюбленной, есть российские паспорта и бизнес в Крыму. На это он ответил, что большинство жителей полуострова "были вынуждены покориться оккупационному режиму". До поста в СВР Семочко был начальником Главного управления экономической контрразведки и начальником управления СБУ по Киеву и Киевской области. Егора Божка уволили с поста главы СВР за две недели до первого тура президентских выборов-2019. Через месяц был уволен Семочко.
Подозрение Порошенко по делу о назначении Семочко вручили 10 июня 2020 года. 8 июля Печерский районный суд Киева не смог избрать меру пресечения экс-президенту, так как прокуроры заявили о закрытии досудебного расследования. Божок на время расследования отстранен от выполнения обязанностей заместителя министра иностранных дел.