Эксперты и экономисты не устают спорить о глубине ямы, куда скатилась экономика Украины из-за карантина и мировой рецессии. Дыру в бюджете уже оценили ориен6тировочно в 300 миллиардов гривен. И на этом фоне президент Владимир Зеленский заявляет о том, что в этом году на строительство дорог будет потрачена рекордная сумма. Получается, мы приходим к кредиторам (к тому же МВФ) с протянутой рукой и просим новые займы, а потом эти деньги закатываем в асфальт. Это как, если бы вас уволили с работы, а вы, не имея заначки даже на ближайший месяц, идете в банк брать кредит на ремонт. Ремонтировать квартиру, конечно, нужно, но будут ли вам греть душу новые обои и ламинат, если в холодильнике будет пусто?
Грандиозные планы
Сторонники Зеленского очень любят сравнивать его с зарубежными политиками. То украинским Макрономназовут, то и вовсе возведут в статус "величайшего лидера мира", как заявил некогда Андрей Ермак. Ну и когда в Украине начался кризис, то в Офисе президента (ОПУ) вспомнили американский опыт времен Великой депрессии. И, видимо, решили, что если на волне экономического падения начать строить дороги, как это делали в США в 30-х годах, то можно будет не только быстро выйти из кризиса, но и назвать Зеленского украинским Франклином Рузвельтом.
Не знаю, оценивали ли в ОПУ, сколько воды утекло за 90 лет, как изменились условия труда в сфере ремонта и строительства дорог, как тот же Рузвельт боролся с коррупцией и олигархами, но рецепт первой половины ХХ века решили применить в Украине XХI века. В итоге была презентована программа "Большое строительство", согласно, которой на ремонт 6,5 тысяч километров дорог будет выделено около 125 миллиардов гривен. Основные направления строительства транспортной инфраструктуры смотрите ниже. Кроме реконструкции дорог в программу включили строительство и ремонт зданий социальной инфраструктуры по формуле "Всего по 100 (детсадов, школ, стадионов) + 210 приёмных отделений в опорных больницах".
Планы грандиозные и в годы бурного экономического роста никто бы не упрекнул власть в том, что она так тратит миллиарды долларов. Но на дворе кризис, бизнес простаивает из-за карантина и не может платить налоги, дыра в бюджете растет, где же брать деньги на "Большую стройку"? Решение было найдено неоднозначное - 35 млрд грн были изъяты из фонда по борьбе с COVID-19 и направлены на реализацию грандиозного инфраструктурного проекта.
Вам не кажется это странным? Вводить в стране карантин, запрещать людям гулять в парках, фактически останавливать экономику, а потом деньги, которые выделили на борьбу со страшным заболеванием, закатывать в асфальт. Но, как говорится, если звезды зажигаются, значит, это кому-то нужно.
Кто заработает больше всех?
Одно из привычных явлений для наших дорог – когда украинский асфальт кладут дорого, а лежит он плохо. Водители ругают дорожников, а те и в ус не дуют. Более того, в этом году они начали завышать цены на материалы.
В мире резко подешевела нефть, которая является одним из составляющих сырья для производства битума и асфальта. На фоне таких грандиозных строек Украина вынуждена закупать много битума у соседей – России и Беларуси.
Как говорит директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн, ценообразование на битум ориентируется на стоимость мазута на европейском рынке. По его словам, из-за падения цен на нефть, должен был подешеветь и битум. Но этого не произошло. Белорусские производители установили премию 190 долл за тонну, хотя 2019 год они отработали со средней поправкой 65 долл.
- В итоге дорожно-строительная отрасль не почувствовала краха цен на нефть, - говорит Куюн. - Цена на битум в Украине держится на уровне 2019 года, хотя мазут в мае 2020 года стоил 145 долларов за тонну, а в 2019 году – 388 долларов за тонну.
Как отмечают эксперты, стоимость асфальта в этом году тоже выросла - в сметной документации тонна уже иногда стоит около 4 тысяч гривен, тогда, как в прошлом году она же в среднем стоила около 3 тысяч. Похоже, на "Большой стройке" "зарабатывают" все причастные к этой государственной кормушке. А, как говорят эксперты, новые дороги ремонтируют и строят все те же компании, которые работали и с предшественниками, которых так нещадно критиковал нынешний глава государства.
Что говорят эксперты
Может, не все так плохо? Может, строительство даст работу безработным, поможет перезапустить экономику? Ведь в США 90 лет назад получилось, почему это рецепт не должен сработать у нас? Тем более, что у правительства были планы создать 500 тысяч новых рабочих мест. Вот и дадут каждому безработному лопату в руки и отправят на укладку асфальта. Но эксперты говорят, что старые методы сегодня не работают.
- В 30-е годы прошлого века при строительстве дорог использовалась большая доля ручного неквалифицированного труда, - поясняет экономист Алексей Кущ. – Сейчас ситуация диаметрально противоположная, строительство дорог – механизированный процесс. Если же говорить о самой отрасли, то доля дорожного строительства в ВВП минимальна и составляет около 1%. Поэтому слепое копирование действий США времен Великой депрессии – это не самый удачный рецепт выхода из кризиса.
Экономист Ukraine Economic Outlook Григорий Кукуруза обращает внимание на то, что действия украинской власти могут не понравиться кредиторам
- МВФ требует детальный аудит расходов фонда COVID-19, - говорит эксперт. - Уверен, если кто-то вдруг решит "закатать в дороги" 6–7 млрд. долл., в Фонде попросят экономическое обоснование таких расходов. Потому, что со стороны это выглядит исключительно как ярмарка коррупции, которая позволяет смягчить падение до 3–4% ВВП сегодня, но которая забирает десятки процентов роста в следующие годы.
Большинство опрошенных нами экспертов уверены, что проект "Большая стройка" затеян по двум причинам – пиар перед местными выборами для электората с одной стороны и возможность заработать на стройке для всех причастных к новой власти структур, с другой. Президент будет приезжать и на фоне новых дорог записывать свои фирменные видео-ролики. Поможет ли это зеленой команде выиграть местные выборы, покажет время.
Основные проекты "Большого строительства" в 2020 году:
- строительство первой очереди моста через Днепр в Запорожье;
- реконструкция трассы Н-31 Днепр – Решетиловка;
- реконструкция скоростного шоссе Северной объездной дороги Житомира по трассе М-06;
- продолжение проекта GO Highway (в Винницкой и Хмельницкой областях);
- завершение реконструкции дороги М-03 на участке Лубны – Полтава – Валки;
- завершение строительства Юго-Западного объезда Полтавы;
- капитальный ремонт трассы М-01 на участке Киев – Копти;
- ремонт трассы Н-23 на участке Кропивницкий – Кривой Рог;
- завершение ремонта трассы Н-11 Днепр – Кривой Рог – Николаев и другие
- начало капитального ремонта трассы М-05 Киев – Одесса в Черкасской области
- начало строительства Северного объезда Львова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Глава "Укравтодора" Александр Кубраков: 95% дорог страны в плохом состоянии, с мостами дело обстоит еще хуже
Руководитель госагентства рассказал о "Большом строительстве", инициированном украинским правительством.