21 декабря
Загрузить еще

МВФ пугает еще большим кризисом: чем это обернется для простого гражданина

 МВФ пугает еще большим кризисом: чем это обернется для простого гражданина
Фото: Фото: minfin.com.ua

Когда в марте всю мировую экономику сажали на карантин, мало кто мог представить себе, что даже ко второму летнему месяцу границы между странами будут закрытыми, бизнес продолжит работать вполсилы, а многие компании переведут своих сотрудников на удаленную работу. В связи с этим чуть ли не каждый месяц мировые финансовые организации ухудшают прогнозы падения мировой экономки. На этой неделе по поводу глубины нынешнего экономического кризиса высказался МВФ – спад будет куда больше, чем это предполагалось, а Украину кризис заденет сильнее, чем ожидают в правительстве.

Прогноз МВФ: все плохо, будет хуже

Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует падение мировой экономики до минус 4,9% в 2020 году. Новый прогноз опубликован в июньском бюллетене World economic outlook. В апреле фонд прогнозировал падение глобального ВВП на уровне минус 3%.

Причина ухудшения прогноза: экономические последствия пандемии COVID-19 в первой половине 2020 года оказались более негативными, чем предполагалось ранее. В МВФ считают, что выход из кризиса растянется на более продолжительный срок.

Наибольшее падение ожидается в развитых экономиках - минус 8%. В частности, в Германии - минус 7,8%, США - минус 8%. Франции - минус 12,5%, в Великобритании - минус 10,2%.

Для развивающихся рынков Европы, куда входит Украина, МВФ оценивает падение регионального ВВП до минус 5,8%. Хотя именно для нашей страны прогноз еще хуже: в фонде ожидают, что отечественная экономика упадет на 8,2%.

Постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман объяснил такой прогноз слабым запасом накоплений украинских домохозяйств и ограниченной фискальной поддержкой экономики.

- Есть два фактора, почему украинский ВВП падает больше, чем в других странах. Первый – у украинских домохозяйств нет таких денежных буферов, как в других странах, – заявил Люнгман.

Представитель МВФ добавил, что еще одним фактором является ограниченная фискальная поддержка экономики из-за фискального и налогового поля.

Он уточнил, что в сравнении с другими странами Украина находится где-то посередине по уровню поддержки, оказываемой экономике в этом кризисе, которая вместе с тем ограничивается фискальным пространством и финансовой нестабильностью.

Люнгман также отметил, что очень сложно прогнозировать дальнейшее развитие, пока не изобретут вакцину против COVID-19.

Эксперты: Нас уже не испугаешь

Большинство экономистов не видят проблем в прогнозе МВФ. Они говорят, что это лишь запоздалая реакция на продлевающийся карантин, который тормозит как мировую, так и украинскую экономику. Да и предсказать глубину падения, не зная, будет или нет вторая волна вируса, очень сложно.

Интересно, что буквально за несколько дней до выхода прогноза МВФ украинские банки заявили о том, что траты граждан вышли на докризисный уровень. Впрочем,  структура потребления украинцев такова, что ее очень сложно сократить.

- Более 50% украинцев бедны, и львиную долю их расходов занимают продукты питания и простейшие бытовые товары, - поясняет экономист Алексей Кущ. - И это вовсе не потому, что они много едят, как говорил когда-то министр социальной политики. Их нынешняя потребительская корзина мало отличается от предыдущей, в зависимости от экономического цикла: и в кризис, и на этапе "роста" украинцы потребляют примерно один и тот же продуктовый набор, там лишь появляются товары-заменители. Например, вместо дорогой гречки - дешевая перловка. Но сумма затрат примерно та же. Это вам не Америка, где в период кризиса за счет падения спроса на инвестиционные товары, предметы роскоши и развлечения потребительские расходы существенно отличаются.

Не видит больших проблем до конца года и экономист Даниил Монин. Однако его больше пугает тот факт, что восстановление экономики прогнозируют довольно слабое.

- Пока до конца года я не вижу очень большого провала, - говорит Даниил Монин. - Другой вопрос с восстановлением. Так, например, МВФ видит ВВП Украины к 2025 году ниже, чем в 2013 году - на уровне 169 млрд долларов, а в 2013-м было 180 млрд долларов. В целом это катастрофа.

В поисках дна

Мнения экспертов, когда стоит ждать дна нынешнего кризиса, расходятся. Алексей Кущ прогнозирует наибольшие сложности в конце этого года и в первые месяцы следующего. По его мнению, пик кризиса придется на зимние месяцы.

Правда, нынешний кризис не будет похож на прошлые, когда гривна резко девальвировала, цены росли, а банки массово банкротились.

- Все сейчас задаются вопросам, будет ли у нынешнего кризиса дно, когда и каким будет выход, - прокомментировал "КП" в Украине" ситуацию старший аналитик "Альпари" Вадим Иосуб. - Хорошая новость заключается в том, что дно, разворот и выход обязательно будут. Плохая новость – предсказать точно сроки дна падения и выхода невозможно. Очевидно, что основная причина кризиса – пандемия СOVID-19. Значит, и конец кризиса будет связан с окончанием пандемии. Еще недавно казалось, что пик болезни пройден весной, и третий-четвертый квартал будут сопровождаться восстановлением. Однако уже сейчас видно, как все большее число регионов в мире сталкиваются с второй волной. Противоречивые данные из Китая, вполне открытые из Германии, отдельных штатов в США, из Южной и Центральной Америки свидетельствуют об этом. Еще одна хорошая новость – продолжающийся кризис совсем не обязательно будет связан с ростом цен и падением курса гривны, как это частенько бывало раньше. Нынешний кризис сопровождается снижением доходов и деловой активности предприятий. В таких условиях, без "разбрасывания денег с вертолета", более вероятно умеренное укрепление гривны (из-за снижения активности импортеров) и даже снижение цен. Правда, если цены и доходы будут падать одновременно, то такое снижение цен не повысит благосостояние украинцев.

Эксперты уже назвали нынешний кризис уникальным и говорят, что победить его прошлыми методами не получится.

- Текущий кризис является уникальным, - пояснил "КП" в Украине" аналитик TeleTrade Сергей Родлер. -  Вначале с проблемами столкнулся бизнес, который был отправлен правительством на карантин. После чего сложности начались уже у населения, которое осталось без работы или ощутило заметное снижение доходов. Падение потребительской активности вновь ударило по доходам компаний, что привело к очередному раунду сокращений издержек и т.д. Как быстро получится выйти из данной нисходящей спирали - неизвестно. На данный момент известно лишь одно: V-образного восстановления ожидать не стоит. В реальности оно будет иметь вид, скорее, напоминающий знаменитый логотип Nike, а значит, возврат к цифрам 2019 года может произойти не ранее начала 2023 года.

По словам эксперта, экономика Украины экспортоориентированная и не так сильно зависит от сектора услуг и внутреннего потребления, как скажем, американская. Однако это нисколько не упрощает процесс восстановления, ведь в отсутствии заказов со стороны сектора производства, работающего на развитые страны, объемы реализации промышленных товаров будут низкими. Можно заметить, как объемы международной торговли перестали расти еще в 2018 году на фоне протекционистской политики, но в 2020 году произошел полноценный обвал: в апреле они оказались на 12,1% ниже, чем в марте.

- Падение экспортных доходов оказывает негативный эффект не только на государственный бюджет и доходы компаний, но и гривну, - говорит Сергей Родлер. - Из-за низкого притока валютной выручки и вывода капитала нерезидентами курс “застрял” около 26,70 за доллар, что всего лишь на 5% ниже мартовских максимумов. Несмотря на взлет курса, официальная инфляция держится на рекордно низком уровне - 2,7% в мае, но по мере восстановления бизнесактивности ее темпы должны вновь ускориться. Таким образом, даже этот незначительный положительный эффект в скором времени сойдет на нет.

Большинство опрошенных нами экспертов не исключают, что к концу года гривна немного просядет, и курс доллара может подняться в коридор 28-30 грн.

ЧТО ЖЕ В ИТОГЕ?

Резюмируя прогнозы Фонда и комментарии экспертов, делаем вывод, что итогом этого кризиса может стать сниженная деловая активность,  которая приведет к сокращениям зарплат и штата сотрудников. Большой девальвации,скорее всего, не будет. Как и не стоит рассчитывать на рост доходов в ближайшие годы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Жизнь после "короны": так ли страшна безработица, как ею пугают